Амортизация основного средства, приобретенного у физического лица

(Письмо Минфина РФ от 06.10.2010 г. № 03-03-06/2/172)

В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество для целей исчисления налога на прибыль распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

П. 7 ст. 258 НК РФ установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

По мнению Минфина РФ, НК РФ предоставляет налогоплательщику право самостоятельно решать, какой порядок определения срока полезного использования имущества, бывшего в употреблении, ему применять.

В случае если налогоплательщик решает реализовать свое право на уменьшение срока полезного использования такого имущества на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущим собственником, он обязан получить у предыдущего собственника данные о применявшихся в его налоговом учете сроке полезного использования и сроке фактической эксплуатации данного объекта основных средств (письмо Минфина РФ от 23.09.2009 г. № 03-03-06/1/608).

Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе:

форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;

форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)».

В формах № ОС-1 и № ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В данном разделе имеется графа «Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев)».

Именно эти документы считает подтверждающими Минфин РФ.

Кроме того, чиновники утверждают, что в случае отсутствия у налогоплательщика данных документов амортизация по основным средствам не начисляется.

Причем в 2009 году Минфин был не столь категоричен и сообщал, что при отсутствии указанных сведений у предыдущего собственника срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ (письмо Минфина РФ от 16.07.2009 г. № 03-03-06/2/141).

В комментируемом письме Минфин РФ сообщил, что если организация приобретает объекты основных средств, бывшие в употреблении у физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, то она вправе уменьшить срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником при условии документального подтверждения эксплуатации данного оборудования.

В случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении у физического лица, не являющегося предпринимателем, организация не вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ, так как у физического лица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Отметим, что ранее в ситуации приобретения у физического лица автомобиля Минфин РФ считал, что при приобретении автомобиля, ранее эксплуатировавшегося предыдущими собственниками, организация может определить норму амортизации, исходя из нормативного срока его полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного автомобиля предыдущими собственниками. При этом срок эксплуатации автомобиля предыдущими собственниками должен быть подтвержден документально.

Документом, подтверждающим период эксплуатации автомобиля у предыдущих собственников, может служить паспорт транспортного средства (письмо от 03.08.2005 г. № 03-03-04/1/142).

Однако это разъяснение было дано в период действия п. 12 ст. 259 НК РФ, согласно которому организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Положение о том, что срок полезного использования основных средств, бывших в употреблении, может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником, с 2009 года содержится в п. 7 ст. 258 НК РФ.

Но, во-первых, данное положение не является императивным (обязательным).

Организация может, но не обязана использовать установленный предыдущим собственником срок полезного использования.

Во-вторых, по общему правилу организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в том числе в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

То есть организация устанавливает срок полезного использования в соответствии с Классификацией основных средств и уменьшает его на количество лет (месяцев) эксплуатации его предыдущим собственником.

Поэтому информация об установленном предыдущим собственником сроке полезного использования не нужна, если только налогоплательщик не пожелает воспользоваться предложенным п. 7 ст. 258 НК РФ вторым возможным вариантом.

Кстати, сам же Минфин РФ в письме от 16.06.2010 г. № 03-03-06/1/414 указал, что в связи с тем, что к расходам в виде сумм начисленной амортизации предъявляются общие требования об их документальном подтверждении, при определении срока полезного использования приобретенного бывшего в употреблении основного средства необходимо документально подтвердить срок эксплуатации данного основного средства предыдущими собственниками.

Как видим, речь идет о подтверждении только срока эксплуатации, а не установленного предыдущим собственником срока полезного использования.

НК РФ не определено, какими документами подтверждается количество лет (месяцев) эксплуатации основных средств предыдущими собственниками.

Именно на это обращает внимание немногочисленная арбитражная практика.

ФАС Уральского округа в постановлении от 02.12.2009 г. № Ф09-8676/09-С2 сообщил, что паспорт транспортного средства является документом, подтверждающим срок использования транспортного средства предыдущими собственниками.

А для ФАС Северо-Кавказского округа подтверждающими срок эксплуатации основного средства предыдущим собственником послужили письма предыдущего собственника (постановление от 15.04.2010 г. № А32-774/2009-33/44).

Поэтому вывод Минфина в отношении имущества, приобретенного у физического лица, мягко говоря, основан на свободном прочтении НК РФ.

Но – слово сказано. И налоговики его услышат.

И действия их прогнозируемы.

Распечатать статью