Что год грядущий нам готовит (а нынешний уже принес)
Как обычно, летом законодатели занимаются «чисткой» основных глав части второй НК РФ.
На этот раз изменениям подверглись главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.
Поскольку среди наших читателей нет налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, мы прокомментируем изменения, касающиеся НДС, УСН и ЕНВД.
Напомним, что изменения вступают в силу с 1 января 2008 года.
При этом в отношении некоторых положений установлено, что их действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Однако сам комментируемый Закон, вносящий изменения в НК РФ, вступает в силу только с 1 января 2008 г.
Поэтому применять изменившиеся нормы НК РФ, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие в 2007 году, можно будет только с 2008 года (то есть скорректировать налоговую базу за 2007 год можно будет только в 2008 году).
Положения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, будут отмечены особо.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145)
Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности два миллиона рублей.
По общему правилу документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
– выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
– выписка из книги продаж;
– выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
– копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения и для ИП, перешедших с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), на общий режим налогообложения, установлено отдельное требование.
Для указанных налогоплательщиков с 01.01.2008 г. документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ЕСХН.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (ст. 149)
С 1 января 2008 г. реализация лома и отходов черных металлов будет облагаться НДС.
Не будет подлежать налогообложению только реализация лома и отходов цветных металлов.
Причем в отличие от настоящего времени налогоплательщик, реализующий лом и отходы цветных металлов, не сможет отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
С 01.01.2008 г. не подлежат налогообложению операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых не только лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими , но и государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения.
Уточнено, что с 01.01.2008 г. по ставке 10% будет производиться налогообложение при реализации лекарственных средств, предназначенных также для проведения клинических испытаний.
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов (ст. 165)
Установлен порядок представления налогоплательщиками документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при выполнении работ (оказании услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны.
Напомним, что в соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ указанные налогоплательщики не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
Указанные налогоплательщики обязаны представлять контракт (копию контракта) с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг); выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке; копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации), в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил указанные документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по ставке 18%.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ.
В случае, если полный пакет документов не собран на 181-й календарный день считая с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах), момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг).
Соответствующее дополнение внесено в ст. 167 НК РФ.
Данные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) (ст. 170)
С 1 января 2008 года в случае передачи имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам подлежат восстановлению.
Согласно п. 2 ст. 161 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, признаются налоговыми агентами.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
С 01.01.2008 г. указанные положения распространяются на покупателей – налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ.
А организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика, и индивидуальные предприниматели имеют право учитывать в расходах в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ суммы НДС, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.
Согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
С 01.01.2008 г. налогоплательщики единого налога при УСН будут признаваться налогоплательщиками НДС также при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Напомним, что при совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика НДС.
При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом участник товарищества или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры.
Согласно ст. 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей.
Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения, в частности:
– организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек;
– организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
Уточнено, что с 01.01.2008 года предельная величина доходов (15 млн. руб.) определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения, то есть без учета доходов по деятельности, облагаемой ЕНВД.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
С 1 января 2008 г. в заявлении нужно будет указывать также сведения о средней численности работников за указанный период (для всех) и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года (для организаций).
Согласно ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют только один объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.
С 01.01.2008 г. если указанные налогоплательщики в течение отчетного (налогового) периода будут применять объект налогообложения «доходы», такие налогоплательщики будут считаться утратившими право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие требованиям
ст. 346.14 НК РФ.
Все изменения, внесенные в ст. 346.16 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Урегулирован часто задаваемый налогоплательщиками вопрос: можно ли включить в расходы сумму уплаченного единого налога.
Установлено, что полученные доходы уменьшаются на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
То есть сумму уплаченного единого налога учесть в расходах нельзя.
Согласно редакции п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, действующей до внесения изменений, полученные доходы уменьшаются на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы НДС по оплаченным товарам, приобретенным налогоплательщиком).
При реализации указанных товаров налогоплательщик вправе уменьшить доходы от этих операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в том числе на сумму расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров.
Формулировка последнего предложения позволяла чиновникам из Минфина и налоговикам утверждать, что реализация покупных товаров является обязательным условием для признания в целях налогообложения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке указанных товаров.
В новой редакции п.п. 23 все полученные налогоплательщиком доходы уменьшаются на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (то есть на суммы НДС), а также на расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
Ст. 346.16 НК РФ установлен перечень учитываемых для целей налогообложения расходов и в п.п. 23 в новой редакции перечислены через запятую два самостоятельных вида расходов: расходы по оплате стоимости товаров, расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров.
Таким образом, расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров уменьшают все полученные доходы, а не исключительно доходы от операций по реализации товаров.
Следовательно, реализация покупных товаров больше не является обязательным условием для признания в целях налогообложения расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.
Хотя перечисленные расходы и объединены в одну группу как основные и сопутствующие, все же это отдельные виды расходов.
При этом для некоторых видов расходов установлены особые условия признания в целях налогообложения.
И если в отношении расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в п.п. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ четко прописано, что они учитываются по мере реализации указанных товаров, то для расходов, непосредственно связанных с реализацией указанных товаров, в том числе расходов по хранению, обслуживанию и транспортировке, напротив, прямо указано, что они учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Теперь налогоплательщики могут на законных основаниях учитывать расходы, связанные с приобретением и реализацией покупных товаров, сразу после их фактической оплаты, не дожидаясь реализации товаров.
Расходы на обслуживание контрольно-кассовой техники и расходы по вывозу твердых бытовых отходов теперь официально включены в перечень расходов, учитываемых при налогообложении.
В настоящее время при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.
При этом расходы на модернизацию, реконструкцию, дооборудование основных средств в тексте статьи не упоминаются.
Минфин РФ в своих письмах разъяснял, что поскольку в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете затраты на модернизацию и реконструкцию, достройку и дооборудование объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, то указанные расходы могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств и после введения в эксплуатацию учитываются в составе расходов организации.
Теперь же непосредственно Кодексом (п.п. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) установлено, что доходы уменьшаются на расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 ст. 346.16).
Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
При этом расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 НК РФ.
То есть к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Учет возврата авансов при применении УСН всегда вызывал много вопросов.
Минфин РФ то разрешал налогоплательщикам уменьшать доходы на сумму возвращенного покупателем аванса, то запрещал.
С 01.01.2008 г. эта проблема решена на законодательном уровне.
В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.
Поскольку речь идет об уменьшении доходов, а не об увеличении расходов на сумму возвращенного аванса, то воспользоваться этой нормой смогут налогоплательщики, применяющие как объект налогообложения «доходы минус расходы», так и «доходы».
Редакция п.п.4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (до изменений) предусматривает, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода.
При этом указанные расходы учитываются только по оплаченным основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
То есть если основное средство приобретается с рассрочкой платежа, то расходы на его приобретение могут быть учтены только в налоговом периоде его окончательной оплаты.
Минфин РФ в письме от 04.04.2007 г. № 03-11-04/2/89 еще раз подтвердил это положение Кодекса.
Однако ситуация изменилась в лучшую сторону.
Согласно новой редакции п.п. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.
При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
То есть если основное средство приобретается с рассрочкой платежа, то суммы платежей можно учитывать в расходах тех отчетных (налоговых) периодов, в которых производятся эти платежи, не дожидаясь полной оплаты основного средства.
Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.
Следовательно, налогоплательщик при представлении декларации по единому налогу при УСН по итогам года может произвести перерасчет своих обязательств с начала года.
С 1 января 2008 года при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.
Следует заметить, что Минфин всегда придерживался этой позиции.
Так, например, в письме от 09.01.2007 г. № 03-11-04/2/1 чиновники отметили, что если организация приобрела основные средства в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы», то при переходе на объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» остаточная стоимость таких основных средств в целях применения гл. 26.2 НК РФ не определяется и расходы на их приобретение не учитываются.
Теперь эта норма узаконена.
Особенности исчисления налоговой базы при смене налоговых режимов (ст. 346.25)
П. 2 ст. 346.25 НК РФ с 01.01.2008 г. изложен в новой редакции.
По смыслу никаких изменений не произошло.
Просто правила перехода прописаны более логичным и понятным языком.
Организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения упрощенной системы налогообложения товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
Указанные в подпунктах 1 и 2 доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
А вот в отношении учета основных средств и нематериальных активов в переходный период изменения есть.
Причем решен вопрос, не урегулированный в настоящее время.
Напомним, что согласно п.п.1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ расходы на приобретение (сооружение, изготовление) налогоплательщиком основных средств в периоде применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.
Например, основное средство приобретено и введено в эксплуатацию в первом квартале 2007 года.
Стоимость этого основного средства будет учтена равными долями в течение первого, второго, третьего и четвертого кварталов 2007 года.
Предположим, в третьем квартале 2007 года организация утратила право на применение УСН и переходит на общий режим налогообложения.
Получается, что расходы на приобретение основного средства не полностью перенесены на расходы за период применения УСН.
Куда девать недосписанный «хвост» – непонятно, поскольку действующая редакция п. 3 ст. 346.25 НК РФ позволяет отразить в налоговом учете на дату перехода с УСН на иные режимы налогообложения не перенесенную за период применения УСН часть расходов на приобретение основных средств, приобретенных только до перехода на УСН (указанных в п.п.3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
С 1 января 2008 года в случае, если организация переходит с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения (за исключением ЕНВД) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) которых не перенесены (не полностью перенесены) на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения стоимости (остаточной стоимости, определенной на момент перехода на УСН) этих основных средств и нематериальных активов на сумму расходов, определяемую за период применения упрощенной системы налогообложения расходов в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
В тексте п. 3 ст. 346.25 НК РФ в новой редакции упоминаются основные средства и нематериальные активы, перечисленные не в отдельном подпункте, а в целом в пункте 3 ст. 346.16 НК РФ, в том числе и внеоборотные активы, которые были приобретены в период применения УСН.
Следовательно, правила п. 3 ст. 346.25 НК РФ распространяются на все ОС и НМА, перечисленные в п. 3 ст. 346.16 НК РФ.
То есть остаточная стоимость ОС и НМА, приобретенных в период применения УСН, с 01.01.2008 г. будет отражаться в налоговом учете на дату перехода на иной режим налогообложения.
НДС при смене налогового режима
Напомним, что согласно п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Указанные вычеты производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 6 ст. 172 НК РФ).
Если суммы авансов получены в период применения общей системы налогообложения, а отгрузка произведена в период применения УСН, налогоплательщик не может принять НДС к вычету, поскольку уже не признается плательщиком НДС.
С 1 января 2008 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, ранее применявших общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения будет действовать следующая норма.
Суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на УСН, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на упрощенную систему налогообложения.
Обязательным условием для применения вычета является наличие документов, свидетельствующих о возврате сумм НДС покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.
Заметим, что еще в 2005 году ФНС РФ предлагала аналогичный вариант (письмо от 24.11.2005 г. № ММ-6-03/988@), однако Минюст РФ отказал в регистрации письма, поэтому данный документ не подлежит применению.
Теперь вопрос решен законодательно.
Установлены правила вычета НДС и для обратного перехода (с УСН на общий режим).
С 1 января 2008 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применявших упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения будет действовать следующая норма.
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Например, в период применения УСН налогоплательщик разместил рекламу в журнале, но на момент перехода на общий режим налогообложения еще не оплатил стоимость размещения рекламы.
Поскольку расходы при УСН признаются после их фактической оплаты, налогоплательщик в период применения УСН не вправе отнести расходы на рекламу и сумму НДС по ним к расходам, учитываемым при определении налоговой базы.
При переходе на общий режим налогообложения суммы НДС по рекламным расходам налогоплательщик сможет предъявить к вычету (при наличии счета-фактуры).
Перечень видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальным предпринимателям разрешается применять УСН на основе патента, приведен в соответствие с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.
С 01.01.2008 г. переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент.
Кроме того, патент будет действовать только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан.
Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации.
С 01.01.2008 г. размер потенциально возможного годового дохода ежегодно будет подлежать индексации на коэффициент-дефлятор, установленный Минэкономразвития по правилам п. 2 ст. 346.12 НК РФ.
Устанавливается обязанность индивидуального предпринимателя сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.
Индивидуальный предприниматель, перешедший с упрощенной системы налогообложения на основе патента на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента.
С 01.01.2008 г. при оплате оставшейся части стоимости патента она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Законодательно установлено, что налоговая декларация налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента в налоговые органы не представляется.
А вот налоговый учет предпринимателям на патенте вести следует по правилам ст. 346.24 НК РФ.
То есть предприниматель, применяющий УСН на основе патента, будет обязан вести книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
Читайте в следующем номере – анализ изменения главы 26.3 НК РФ (ЕНВД).
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!