Несвоевременная подача заявления на применение УСН. Правомерен ли отказ
Тематики:
УСН
(Письмо Минфина РФ от 24.03.2010 г. № 03-11-11/75)
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения
с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
По мнению Минфина РФ, в случае, когда вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель не подали заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с момента постановки на учет в налоговом органе, такие налогоплательщики вправе перейти на указанный специальный налоговый режим в порядке, установленном п. 1 ст. 346.13 НК РФ (при соблюдении условий, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ), то есть подав заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики планируют применять указанный режим.
Как показывает практика, налоговики считают так же.
Однако вновь созданные организации фактически заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о первоначальном выборе этой системы.
Вопрос о правомерности использования упрощенной системы налогообложения вновь созданной организацией связан с реализацией права на применение упрощенной системы.
При этом применение специального режима налогообложения носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним.
Арбитражные суды указывают, что поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, и нормы главы 26.2 НК РФ не устанавливают право налогового органа на запрет применения заявителем упрощенной системы налогообложения, за исключением случаев, прямо предусмотренных в п. 3 ст. 346.12 НК РФ, а ст. 346.13 НК РФ не содержит указания на последствия несоблюдения вновь зарегистрированным предпринимателем срока подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, то у налоговых инспекторов отсутствуют основания для отказа предпринимателю или организации в возможности применения упрощенной системы налогообложения (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2007 г. № А58-3772/06-Ф02-1184/07-С1, ФАС Уральского округа от 16.07.2008 г. № Ф09-4993/08-С3, ФАС Северно-Кавказского округа от 17.04.2009 г. № А32-23316/2008-26/332).
Московские арбитры считают, что отсутствие заявления налогоплательщика о переходе на УСН, при совершении иных действий, свидетельствующих о применении данной системы с момента государственной регистрации, не влечет запрета в применении УСН и доначисления налогов, подлежащих уплате по общей системе налогообложения.
Кроме того, особо указали арбитры, следует применять положение п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, неясности и противоречия в актах законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, поскольку правовые последствия неподачи налогоплательщиком в налоговый орган заявления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, НК РФ не определены (постановление ФАС Московского округа от 29.12.2008 г. № КА-А41/12325-08).
ФАС Дальневосточного округа, соглашаясь, что п. 2 ст. 346.13 НК РФ определены порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения вновь созданными организациями, в то же время отмечает, что из содержания ст. 346.13 НК РФ не следует, что при несоблюдении налогоплательщиком условия о сроке направления в налоговый орган заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения он лишается права применять упрощенную систему налогообложения (постановление от 17.01.2007 г. № Ф03-А73/06-2/5163).
Примечательно, что Высший Арбитражный Суд РФ полностью разделяет мнение окружных арбитражных судов, о чем прямо изложено в Определении ВАС РФ от 10.09.2009 г. № ВАС-8804/09.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!