«Подводные камни» изменений в главах 26.1, 26.2, 26.3 НК РФ

(Письмо Минфина РФ от 14.08.2007 г. № 03-11-02/230)

В №№ 22, 23 «А-Э» за 2007 г. редакция подробно прокомментировала изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 17.05.2007 г. № 85-ФЗ в главы 26.2, 26.3 НК РФ.

Теперь на эту тему высказался Минфин РФ.

Упрощенная система налогообложения

В 2007 г. при переходе на упрощенную систему налогообложения организации, которые наряду с общим режимом налогообложения переведены по отдельным видам предпринимательской деятельности на ЕНВД, должны в качестве ограничения учитывать доходы по всем видам деятельности независимо от применяемых в отношении них налоговых режимов.

По новым правилам предельная величина доходов, установленная п. 2 ст. 346.12 НК РФ, определяется по тем видам предпри­нимательской деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения и в отношении которых осуществляется переход на УСН.

В соответствии с Законом № 85-ФЗ новые правила вступают в силу с 1 января 2008 г.

Минфин РФ считает, что воспользоваться новыми правилами смогут организации, изъявившие желание перейти на УСН с 1 января 2009 г.

Хоть это и не очень приятно, но логично.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают оразмередоходов за девять месяцев текущего года.

Поскольку новая норма об определении предельной величины доходов действует с 2008 года, а заявление подается в 2007 году, применить эту норму в 2007 году нельзя.

Поэтому организации, которые хотят перейти на УСН с 2008 года, предельную величину доходов определяют по правилам, действующим в 2007 году.

Чиновники еще раз напомнили о том, что изменения в порядке определения расходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, вступают в силу с 1 января 2008 г. и распространяются на правоотношения с 1 января 2007 г. Поэтому налогоплательщики упрощенной системы налогообложения вправе учесть их при исчислении налога по итогам налогового периода за 2007 г.

Напомним, что изменения позволяют уменьшить доходы на расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Причем расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в период применения упрощенной системы налогообложения, принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.

Кроме того, если основное средство приобретается с рассрочкой платежа, то суммы платежей можно учитывать в расходах тех отчетных (налоговых) периодов, в которых производятся эти платежи, не дожидаясь полной оплаты основного средства.

Налогоплательщик при представлении декларации по единому налогу при УСН по итогам года может произвести перерасчет своих обязательств с начала года.

Единый налог на вмененный доход

Ст. 346.27 НК РФ дополнена нормой, устанавливающей, что к розничной торговле не относится реализация газа в баллонах.

Минфин отметил, что вместе с тем реализацию газа на автогазозаправочных станциях следует относить к розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети (не имеющей торговых залов), с применением физического показателя базовой доходности «площадь торгового места».

С 2008 года в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров для исчисления единого налога на вмененный доход, установлен физический показатель «посадочное место».

При этом НК РФ не устанавливает, как определяется посадочное место.

Чиновники обращают внимание на то, что налогоплательщик должен определить количество посадочных мест (мест для сидения, не считая места водителя и кондуктора) по каждому автотранспортному средству, используемому для пассажирских перевозок, на основании данных технического паспорта завода —
изготовителя автотранспортного средства.

С 01.01.2008 г. не переводится на уплату ЕНВД оказание услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Минфин уточнил, что на уплату ЕНВД не переводится оказание услуг общественного питания, если это является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и данные услуги оказываются непосредственно самими учреждениями.

С 1 января 2008 г. введен новый вид предпринимательской деятельности, подлежащий переводу на уплату единого налога на вмененный доход, – оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Чиновники разъяснили нюанс, не урегулированный Кодексом, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В случае передачи во временное владение и (или) в пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для организации торговых мест, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, необходимо иметь в виду, что согласно ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Деятельность представительных органов муниципальных образований и местных администраций как юридических лиц регулируется положениями указанного Федерального закона и как учреждений – Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, если от имени администрации муниципального образования предпринимательскую деятельность, переведенную на уплату ЕНВД, осуществляет муниципальное учреждение, образованное для осуществления управленческих функций от имени муниципального образования и зарегистрированное в установленном порядке в качестве юридического лица, данная предпринимательская деятельность подлежит переводу на уплату ЕНВД в общеустановленном порядке.

Из определения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (ст. 346.27 НК РФ) исключен такой фактор, как «фактический период времени осуществления деятельности».

Вместе с тем продолжает действовать норма, предусмотренная п. 6 ст. 346.29 НК РФ, согласно которой значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется налогоплательщиком с учетом фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности.

В то же время Минфин отмечает, что при этом фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности необходимо определять с учетом таких факторов, как режим работы и сезонность, если они не учтены в качестве особенностей ведения предпринимательской деятельности при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2.

Это означает, что если, например, такая особенность ведения предпринимательской деятельности, как режим работы или сезонность, при определении корректирующего коэффициента базовой доходности К2 учтена (установлены значения соответствующих подкоэффициентов), то при определении фактического периода времени ведения деятельности данная особенность не учитывается.

То есть налогоплательщикам нужно внимательно читать нормативный акт, вводящий ЕНВД либо устанавливающий значения коэффициентов на территории муниципального района, городского округа, чтобы уточнить, как определяется коэффициент К2.

Если в соответствующем нормативном акте значения подкоэффициента К2, учитывающие режим работы, не установлены, то в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как и в настоящее время как отношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.

Единый сельскохозяйственный налог

Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 177-ФЗ сельскохозяйственные потребительские кооперативы, признаваемые в соответствии с гл. 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями, получили право применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Так как указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2008 г., вправе в период с 20 октября по 20 декабря 2007 г. подать заявление о переходе на уплату ЕСХН.

При этом на основании п. 1 ст. 346.3 НК РФ (в ред. Закона № 85-ФЗ) сельскохозяйственные товаропроизводители — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2008 г., в заявлении о переходе на уплату ЕСХН должны указать данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам 2006 г.

Распечатать статью