Работник без трудовой книжки. Восстанавливаем утраченное

(Письмо Роструда от 30.04.2008 г. № 1026-6)
 

Бывает так, что фирма принимает на работу работника, который уже имел трудовую книжку, но потерял ее.

Из ст. 65 Трудового кодекса РФ следует, что трудовая книжка является документом, обязательным для предъявления при устройстве на работу (за исключением случаев, когда работник устраивается на работу впервые или по совместительству).

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.

Роструд напомнил, как работодателю следует заполнять трудовую книжку (точнее, ее дубликат) в таких случаях.

При оформлении новой трудовой книжки в нее вносятся сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления к данному работодателю, подтвержденном соответствующими документами.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения работодателя, периодов работы и должностей работника.

Какие документы могут подтверждать трудовой стаж работника?

Проще всего, если у работника имеется трудовой договор (контракт).

Но до 2002 года (до вступления в силу Трудового кодекса РФ) трудовые договоры с работниками зачастую не заключались.

В этом случае можно обратиться к предыдущим работодателям работника с просьбой предоставить имеющиеся у них документы, подтверждающие, что работник действительно трудился: выписки из приказов, ведомости на выдачу зарплаты и т.п.

В идеале нужно постараться получить у предыдущего работодателя копию сведений о трудовом (страховом) стаже, представленных им в территориальный орган ПФР.

Такие сведения обязаны были подавать в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователей все работодатели в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г.

Сведения о трудовом (страховом) стаже представлялись страхователями по форме «Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 21.10.2002 г. № 122п.

Форма СЗВ-К должна была заполняться страхователем на основании трудовой книжки и других документов, представленных застрахованным лицом для подтверждения трудового стажа. При этом первой записью о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности является запись о первом периоде, второй записью является запись о втором периоде и т.д. Сведения представлялись за период до 01.01.2002 г.

То есть фактически в копии формы СЗВ-К, которая должна храниться у страхователя (одного из предыдущих работодателей), содержатся все сведения из трудовой книжки работника за период с момента первого трудоустройства до 01.01.2002 г.

Но бывают ситуации, когда предыдущего работодателя найти не удается (например, эта фирма ликвидирована).

Тогда сам работник может обратиться в территориальный орган ПФР с запросом по форме СЗВ-2б, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 31.07.2006 г. № 192п, о предоставлении выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В таком лицевом счете, напомним, отражаются все сведения, когда-либо представлявшиеся любыми работодателями работника (застрахованного лица).

Орган ПФР в ответ на такой запрос выдаст Выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-5, в которой будут указаны сведения о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности работника в различных организациях, и на основании которой можно будет заполнить дубликат трудовой книжки.

Более подробно порядок заполнения дубликата трудовой книжки прописан в п. 7.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 г. № 69.

Согласно п. 7.2 Инструкции если работник до поступления в данную организацию (к данному работодателю) уже работал, то при заполнении дубликата трудовой книжки в разделе «Сведения о работе» в графу 3, прежде всего, вносится запись об общем и/или непрерывном трудовом стаже работы в качестве работника до поступления в данную организацию (к данному работодателю), подтвержденном соответствующими документами.

Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения, у какого работодателя, в какие периоды времени и на каких должностях работал в прошлом владелец трудовой книжки.

После этого общий и/или непрерывный трудовой стаж работы, подтвержденный надлежаще оформленными документами, записывается по отдельным периодам работы в следующем порядке: в графе 2 указывается дата приема на работу; в графе 3 записывается наименование организации (работодателя), где работал работник, а также структурное подразделение и работа (должность), специальность, профессия с указанием квалификации, на которую был принят работник.

Если представленными документами подтверждается, что работник переводился на другую постоянную работу в той же организации (у того же работодателя), то об этом также делается соответствующая запись.

Затем в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора), а в графе 3 – причина (основание) увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные.

В том случае, когда документы не содержат полностью указанных выше сведений о работе в прошлом, в дубликат трудовой книжки вносятся только имеющиеся в документах сведения.

В графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.

Оригиналы документов, подтверждающих стаж работы, после снятия с них копий и надлежащего их заверения работодателем или кадровой службой возвращаются их владельцу.

Работодатель обязан оказать содействие работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы, предшествующий поступлению на работу к данному работодателю.

Распечатать статью