Расходы на страхование грузов перевозчиками

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.05.2013 г. № 16805/12)

Согласно п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также, в частности, по таким видам добровольного имущественного страхования, как добровольное страхование грузов (п.п. 2 п. 1 ст. 263 НК РФ).

ИФНС отказала банку во включении в состав внереализационных расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, страховых премий, уплаченных по договорам страхования грузов, предусматривающим страхование инкассируемых денежных средств клиентов банка в период их транспортировки.

Инспекция сочла неправомерным учет спорных затрат в качестве страховых премий по добровольному страхованию грузов.

По ее мнению, банк не может выступать страхователем имущества в соответствии со ст. 930 ГК РФ и имеет возможность застраховать только свою ответственность за причинение вреда, предусмотренную ст. 931 ГК РФ.

Следовательно, данное обстоятельство исключает возможность учета спорных затрат на основании п.п. 2 п. 1 ст. 263 НК РФ в качестве расходов на добровольное страхование грузов.

Суды поддержали выводы инспекции.
Однако Президиум ВАС РФ считает иначе.

Затраты на добровольное страхование грузов признаются налоговым законодательством в качестве расходов, соответствующих критериям ст. 252 НК РФ правомерность учета которых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль конкретизирована нормой ст. 263 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

П. 2 ст. 930 ГК РФ предусмотрено, что договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.

Из буквального толкования названной нормы следует, что основным условием для ее применения является наличие интереса в сохранении страхуемого имущества, в то время как конкретный субъектный состав лиц, имеющих такой интерес, четко не определен.

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик груза, не являясь собственником перевозимого имущества, несет ответственность за его сохранность.

Таким образом, утверждение судов об отсутствии у банка интереса в сохранности имущества не может быть признано правомерным.

Президиум ВАС РФ утверждает, что заключение договора страхования имущества не ставится законодателем в зависимость от наличия права собственности или иного комплекса прав на спорное имущество, а может быть связано с наличием заинтересованности страхователя в сохранении этого имущества, вызванной, в частности, возможностью несения убытков при компенсации собственнику стоимости утраченного имущества.

Из положений ст. 252 НК РФ следует, что основными критериями для отнесения затрат в состав расходов является их документальная подтвержденность, экономическая оправданность и направленность на получение дохода.

Осуществление инкассирования денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов отнесено уставом кредитной организации к числу сделок, совершаемых банком.

Таким образом, договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка.

Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки.

Следовательно, указанные расходы связаны с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, и являются экономически обоснованными.

Отметим, что выводы Президиума ВАС РФ распространяются на любых перевозчиков, а не только на банки.

Распечатать статью