Расходы на внутригрупповые услуги

Тематики: Развернуто

(Продолжение, начало в № 34 «АБ-Экспресс» за сентябрь 2021 г.)

При проверке экономической обоснованности расходов, понесенных на основании внутригрупповых договоров на оказание услуг, налоговый орган оценивает, не являются ли расходы на указанные услуги компенсацией затрат на акционерную деятельность.

По мнению налогового органа, в рамках осуществления акционерной деятельности не происходит оказания услуг.

В случае, если в рамках налоговой проверки налоговый орган придет к выводу, что платежи налогоплательщика за услуги в адрес организации, входящей с ним в одну группу компаний, являются компенсацией расходов, понесенных организацией в рамках акционерной деятельности, такие расходы подлежат исключению из налоговой базы по налогу на прибыль.

В Письме ФНС РФ от 12.02.2021 № ШЮ-4-13/1749@ приведены следующие характеристики акционерной деятельности:

– такая деятельность осуществляется, исходя из потребностей самих акционеров, а не отдельных участников группы компаний;

экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне группы компаний в целом, а не на уровне отдельных компаний группы компаний;

– участники группы компаний не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и не осуществляли бы такую деятельность самостоятельно.

К акционерной деятельности могут быть отнесены следующие функции поставщиков внутригрупповых услуг:

разработка стратегии развития группы компаний в целом либо по отдельным сегментам и (или) регионам;

проведение рыночных исследований, включая изучение конъюнктуры и особенностей рынков, на которых группа компаний планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, при условии, что такие исследования не имеют взаимосвязи с уже реализуемыми на рынке проектами.

Например, если группа компаний уже осуществляет проект по реализации своей дочерней компанией потребительских товаров на рынке, то рыночные (маркетинговые) исследования в этой области относятся к расходам этой дочерней компании. В то же время, если рыночные (маркетинговые) исследования направлены на анализ возможности построить новую линию бизнеса по производству и продаже товаров в конкретной юрисдикции, то такое исследование относится к акционерной деятельности. Аналогичным образом это относится к исследованиям, касающимся отдельных продуктов, не выведенных на рынок;

оценка целесообразности и затрат при реализации инвестиционных проектов, в том числе приобретение акций (долей) независимых организаций, исследование инвестиционных условий, перспективных участков недр (до момента приобретения лицензии/заключения договора на геологоразведочные работы) по новым направлениям деятельности группы компаний либо новым регионам;

стратегическое планирование и бюджетирование;

подготовка консолидированной финансовой и управленческой отчетности;

анализ эффективности инвестиций во входящие в группу компаний компании;

контроль финансово-хозяйственной деятельности группы компаний, в том числе посредством проведения внутреннего аудита и внутреннего контроля в интересах головной холдинговой организации и (или) акционеров группы компаний, контроль соответствия всех форм отчетности установленным акционером (участником) требованиям;

организация финансирования группы компаний в части взаимодействия с финансовыми институтами от имени группы компаний, получения рейтингов, осуществления мероприятий по снижению стоимости финансирования для группы компаний, эффективного использования свободных денежных средств в рамках группы компаний, обеспечения финансовой безопасности группы компаний;

разработка стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, действие которых распространяется на группу компаний, за исключением стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, которые являются целенаправленными измеримыми разработками, направленными на развитие предпринимательской деятельности и прибыльность отдельных компаний группы компаний;

внедрение и контроль исполнения таких стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, в том числе согласование решений участников группы компаний в целях установления единых принципов осуществления деятельности в группе компаний, обеспечения предсказуемости и долгосрочности доходов, а также управления рисками в группе компаний;

согласование существенных решений и сделок, в том числе инвестиционных программ, не относящихся к текущей деятельности участников группы компаний.

При этом следует обратить внимание, что в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль расходы, связанные с акционерной деятельностью, может нести компания группы компаний, которая является акционером по отношению к одной или нескольким компаниям группы, либо отдельная компания специального назначения, должным образом уполномоченная на это указанной выше компанией-акционером.

Распечатать статью