Заключение договора с самозанятыми

В январе 2019 г. в нашей стране начато проведение эксперимента по введению налога на профессиональный доход самозанятых лиц.

В применении данного специального налогового режима имеются очевидные плюсы для тех, кто на него переходит:

  • простота регистрации;
  • отсутствие обязанности по уплате страховых взносов и представлению отчетов и деклараций;
  • формирование чеков в мобильном приложении и др.

Физические лица, являющиеся «самозанятыми», освобождаются от НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД (п. 8 ст. 2 от 27.11.2018 г. Федерального закона № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»). Таким образом, заказчику (организации или ИП) не нужно удерживать НДФЛ и начислять на его вознаграждение страховые взносы.

Однако другая сторона ‒ заказчики ‒ должны учесть ряд особенностей.

Подтверждение статуса

Расходы на услуги, оказываемые самозанятыми, подтверждаются чеками, автоматически формируемыми в приложении «Мой налог». Поэтому перед тем, как заключить договор с плательщиком налога на профессиональный доход, следует получить подтверждение действительности его статуса через:

  1. Мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС России, где самозанятый может самостоятельно сформировать справку о постановке на учет в электронном виде, которая приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе.
  2. Бесплатный сервис на сайте ФНС России, который помогает узнать, зарегистрирован ли человек как плательщик налога на профессиональный доход (самозанятый). При том необходимо ввести ИНН лица и дату, на которую требуется узнать его статус.

В случае подтверждения того, что лицо является самозанятым, выдаваемые им чеки действительно отправляются в налоговую и предпринимателям, а также юридическим лицам можно учитывать их в расходах.

Формирование чеков

При расчетах самозанятого и заказчика формируется чек, в котором обязательно наличие следующей информации:

  • наименование товара (работы, услуги);
  • его стоимость;
  • ИНН юридического лица или ИП, если он известен (обязанность по сообщению ИНН при этом возлагается на заказчика).

При подтверждении операции указанные данные будут переданы в ФНС России и сформируется чек, который может быть:

1) направлен на мобильный телефон или электронную почту;

2) распечатан на бумажном носителе и передан лично;

3) предоставлен для считывания в виде QR-кода чека с мобильного телефона самозанятого с помощью телефона клиента.

ФНС России на официальном сайте отмечает, что бумажные и электронные чеки имеют равную силу.

Нюансы договора с самозанятым

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ заказчиками услуг (работ), выполняемых самозанятыми, не могут быть работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад.

Если это условие соблюдено, то следующим важным моментом будет то, что с самозанятым лицом заключается гражданско-правовой, а не трудовой договор. Это подтверждает факт того, что отношения не являются трудовыми и освобождает организацию от уплаты за него НДФЛ и страховых взносов.

Юридическое лицо, заключая договор с самозанятым, как правило, рассчитывает уменьшить налог к уплате на сумму расходов, потраченных на услуги самозанятого.

Важно отслеживать наличие статуса самозанятого

При этом необходимо помнить, что на юридическое лицо возлагается обязанность по исчислению и уплате НДФЛ и страховых взносов в отношении физического лица. Если размер доходов самозанятого, учитываемых при определении налоговой базы, превысил 2,4 млн руб., оно утратит статус плательщика НПД. Тогда организация должна исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении этого лица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (данное разъяснение содержится в письме ФНС от 20.02.2019 г. № СД-4-3/2899@).

28.01.2021