Накопительные скидки

На вопросы читателей отвечает ООО «НК Ваш налоговый представитель»
Телефоны в Екатеринбурге: 378-33-29, 378-33-56, 213-59-35

Мы занимаемся торговлей кровельными материалами и являемся торговыми представителями. У нас, как у всех, есть постоянные клиенты. У одного из крупных клиентов накопилась скидка, но в ближайшие 3-4 месяца мы с ними работать не будем, и предприятие просит выплатить данную скидку в денежном выражении через кассу предприятия.

Имеем ли мы право на эти действия, какой договор нужно составить и как правильно это отразить проводками?

(г. Екатеринбург)

В гражданском, налоговом и ином действующем законодательстве отсутствует легальное определение скидки.

Однако согласно обычаям делового оборота скидка – это установленное в процентах снижение продажной цены для ранее заявленной категории товара или категории покупателей, исполнивших условия для ее получения.

Принцип свободы договора, установленный в ст. 421 ГК РФ, закрепляет положение о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон (кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами). Это относится и к цене – как одному из условий возмездного договора.

Таким образом, ограничений для предоставления скидок гражданским законодательством не предусмотрено.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ скидка может быть учтена при согласовании сторонами условия о цене товара.

В то же время п. 2 ст. 424 ГК РФ прямо предусматривает возможность изменения цены договора после его заключения в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Предоставляемые скидки со стоимости продаваемых товаров в этом случае – это всего лишь уменьшение ранее заявленной продавцом цены.

Следовательно, в зависимости от условий предоставления скидка может рассматриваться как согласование новой цены договора или как изменение цены после заключения договора.

В любом случае скидке присущ договорный, двусторонний порядок.

Выплата же скидок покупателю в денежной форме противоречит ее правовой сути.

Следовательно, Вы не имеете право на выплату скидки в денежном выражении.

Однако скидка может быть учтена путем изменения цены на проданный ранее товар. В этом случае сторонам придется внести исправления в первичные документы, скорректировать выручку в бухгалтерском учете, уточнить декларацию по НДС.

Скидка также может быть учтена при последующей реализации путем продажи товаров дешевле.

Поставщик может не предоставлять покупателю скидку, а просто в соответствии со ст. 415 ГК РФ простить ему часть долга.

Если покупатель уже оплатил товар по цене, не включающей в ее состав сумму скидки, то поставщик может выплатить ему вознаграждение.

Оформить это можно приказом руководителя и уведомлением покупателю.

Поскольку выплата такого вознаграждения не связана с расчетами по оплате товаров, то объекта налогообложения по НДС не возникает. Поэтому поставщик счет-фактуру выставлять не должен.

Но следует учитывать, что выплаченное вознаграждение не учитывается у поставщика при расчете налога на прибыль.

В свою очередь, покупатель сумму полученного вознаграждения должен учесть в соответствии со ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов.

Выплата вознаграждения через кассу организации оформляется в бухгалтерском учете поставщика следующей проводкой:

ДЕБЕТ 91-2   КРЕДИТ 50

– перечислено вознаграждение покупателю.

Необходимо также отметить, что несмотря на то, что гражданским законодательством право на применение скидок не ограничено, при их предоставлении продавец всегда должен помнить о том, что согласно ст. 40 НК РФ налоговым органам предоставлено право при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, доначислить соответствующую сумму налога и пени.

При этом налоговый орган при определении рыночной цены должен учитывать обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки, в частности, вызванные:

– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;

– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

– маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;

– реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

В связи с этим установленные организацией цены и размеры скидок должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики.

К ним могут относиться такие организационно-распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации, а также утвержденные прайс-листы на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе со скидкой.

Указание на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики также необходимо отразить в тексте договора купли-продажи товаров, реализуемых со скидкой.

При отсутствии вышеперечисленных соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику.

Таким образом, грамотно разработанная методика предоставления скидок, зафиксированная в качестве приложения к учетной политике организации, позволит продавцу применять любые скидки (в том числе и превышающие 20% от рыночной цены).

Директор ООО «НК Ваш налоговый представитель» Д.В. Меркушев

© ООО «НК Ваш налоговый представитель»

Распечатать статью