Обзор практики разрешения налоговых споров ФАС Уральского округа

Налог на прибыль организаций

В результате налоговой проверки ООО налоговая инспекция приняла решение о доначислении налога на прибыль организаций в связи с тем, что обществом занижена налогооблагаемая прибыль в результате необоснованного включения в состав расходов стоимости услуг на перевозку грузов, оплаченных компаниям, не зарегистрированным в установленном законом порядке и не состоящим на налоговом учете.

ФАС УрО в постановлении от 09.03.2006 г. № Ф09-1310/06-С7 указал, что согласно статьям 247, 252 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, а именно полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Расходами являются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, выраженные в денежной форме. Под документально подтвержденными понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Судами первой и апелляционной инстанций на основании материалов дела установлено, что затраты общества на оплату услуг, оказанных перевозчиками, в спорной сумме оправданы и подтверждены надлежащим образом оформленными документами, что свидетельствует об обоснованности их отнесения к расходам для целей налогообложения.

ФАС УрО отметил, что отсутствие сведений о регистрации указанных организаций в Едином государственном реестре юридических лиц, их постановка на налоговый учет не является основанием для непринятия таких расходов в целях определения налогооблагаемой прибыли при их реальности и документальном подтверждении.

При отмеченных обстоятельствах суды правомерно признали недействительным оспариваемое решение в части доначисления налога на прибыль.

Взносы на обязательное пенсионное страхование

Организация уплатила страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, в результате чего у организации возникла переплата по указанным взносам.

Обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, организация получила отказ со ссылкой на отсутствие полномочий у налоговых органов на принятие решений о возврате (зачете) переплаты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, а также на отсутствие установленного Налоговым кодексом РФ порядка возврата (зачета) указанных страховых взносов.

Обратите внимание!

Налоговиков поддерживает и Минфин РФ, сообщивший в письме от 03.06.2005 г. № 03-05-02-04/115, что Федеральным законом РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок проведения зачета (возврата), в связи с чем его проведение в настоящее время не представляется возможным.

Однако ФАС Уральского округа встал на сторону налогоплательщиков.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В силу п. 1 ст. 25 Закона к компетенции налоговых органов относится осуществление контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

По мнению ФАС УрО, изложенному в постановлении от 13.02.2006 г. № Ф09-495/06-С1, поскольку данный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ.

В силу пунктов 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные данной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, требования организации по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на расчетный счет согласно ст. 78 НК РФ правомерны.

А доводы налоговиков основаны на неверном толковании закона.

Налог на имущество организаций

Организация в установленные законом сроки не представила расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 1-й квартал, полугодие и 9 месяцев.

Налоговая инспекция приняла решение о привлечении организации к налоговой ответственности по пунктам 1 и 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафов.

Согласно п. 2 ст. 382, п. 2 ст. 383 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между произведением соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной за налоговый период, и суммами авансовых платежей, исчисленных в течение налогового периода.

В соответствии со ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество организаций признается календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

При этом в силу пунктов 2, 3 ст. 386 НК РФ налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а расчеты по авансовым платежам – не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Таким образом, считает ФАС УрО, НК РФ разграничены понятия «налоговая декларация» и «расчет по авансовым платежам» по налогу на имущество организаций.

В п. 1 ст. 108 НК РФ закреплено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые установлены НК РФ.

В постановлении от 13.02.2006 г. № Ф09-6279/05-С7 ФАС Уральского округа указал, что поскольку ст. 119 НК РФ предусматривает наступление ответственности в случае непредставления в срок декларации по налогу, оснований для применения ответственности за несвоевременное представление расчетов по авансовым платежам по соответствующему налогу не имеется.

Распечатать статью