Прямые и косвенные расходы. Минфин опять против НК РФ

О порядке распределения суммы расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/176

Положениями ст. 318 НК РФ предусмотрено, что если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

– материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

– расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

– суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Изложенные положения НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Ст. 318 НК РФ установлено также, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Таким образом, в целях налогообложения налогоплательщик вправе самостоятельно определить состав прямых расходов, связанных с производством, закрепив их перечень в учетной политике.

Изложив законодательные нормы, Минфин вновь решил, что он выше Закона и озвучил свое понимание распределения расходов.

Правомерно отметив, что положения ст. 318 НК РФ направлены на сближение налогового учета с бухгалтерским учетом, Минфин РФ уж совсем неправомерно предлагает налогоплательщикам устанавливать порядок отнесения расходов на производство и реализацию, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, к расходам в целях налогообложения по аналогии с порядком, применяемым организацией в целях бухгалтерского учета.

В отношении организаций, в структуре оборотного капитала которых значительную долю составляет незавершенное производство, что характерно в том числе для организаций с длительным производственным циклом (например, в области строительства), финансовое ведомство внесло вообще радикальное «предложение»: при определении состава прямых расходов руководствоваться перечнем прямых расходов, приведенным в п. 1 ст. 318 НК РФ, то есть забыть про данное НК РФ право самостоятельно определять перечень прямых расходов.

При этом все мы знаем, что практически любые «предложения» Минфина принимаются налоговиками как руководство к действию.

Однако п. 1 ст. 6 НК РФ установлено, что нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:

– запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ;

– изменяет установленные НК РФ основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

– изменяет содержание понятий и терминов, определенных в НК РФ, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в НК РФ.

А уж письма Минфина РФ, не являющиеся нормативными актами, налогоплательщик вообще может не принимать во внимание.

Поэтому если на основании данного письма налоговые органы попробуют опровергнуть установленный в учетной политике организации перечень прямых расходов, налогоплательщику следует помнить, что он действует в рамках права выбора, предоставленного ему ст. 318 НК РФ, а позиция Минфина РФ противоречит нормам НК РФ и не подлежит применению.

Распечатать статью