В Справке по форме № 2-НДФЛ раздел 6 заполнять не нужно
О признании недействующим приказа ФНС РФ от 25.11.2005 г. № САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц» в части включения в справку о доходах физического лица раздела 6 «Сведения о перечислении налога в бюджет»
Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 4221/06
Высший Арбитражный Суд РФ признал недействующим раздел 6 «Сведения о перечислении налога в бюджет» Справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 25.11.2005 г. № САЭ-3-04/616@.
Общество обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании недействующим приказа ФНС РФ от 25.11.2005 г. № САЭ-3-04/616@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц», которым была утверждена Справка о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ.
Согласно разделу 6 Справки налоговые агенты обязаны представить сведения о перечислении налога в бюджет: указать ОКАТО, код бюджетной классификации и перечисленную сумму налога на доходы по каждому физическому лицу.
По мнению заявителя, это требование приказа не соответствует положениям НК РФ по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 230 НК РФ налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах НДФЛ.
НК РФ не установлена обязанность налоговых агентов указывать в Справке сведения о перечислении налоговым агентом сумм налога в бюджет.
Кроме того, участниками правоотношения, возникающего по поводу уплаты налога на доходы физических лиц, являются налоговый агент и государство.
Перечисление НДФЛ осуществляется налоговым агентом единым платежом по всем сотрудникам, получающим доход в определенный день.
При этом ответственность за неполное или неправильное перечисление НДФЛ возлагается полностью на налогового агента.
Следовательно, информация о перечислении налоговым агентом сумм налога в бюджет персонально по каждому налогоплательщику не может быть отражена в Справках о доходах отдельных сотрудников.
Возражая против требований заявителя, ФНС РФ указала, что в соответствии с подпунктами 3 и 4 п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:
– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
По мнению ФНС РФ, обязанность налогового агента указывать в Справках о доходах физических лиц сведения о перечисленных в бюджет суммах налога персонально по каждому налогоплательщику основана на приведенных положениях ст. 24 НК РФ.
Общество также заявило требование о признании вышеуказанного приказа недействующим полностью, ссылаясь, в частности, на то, что данным приказом, вступившим в силу с 19 января 2006 г., на налоговых агентов возложена дополнительная обязанность выдавать Справки по форме 2-НДФЛ за 2005 год.
То есть акту, установившему новую обязанность налоговых агентов, была придана обратная сила, что противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Кроме того, по мнению заявителя, приказ ФНС РФ обязывает налогового агента повторно осуществить за 2005 год учет доходов физических лиц по новым справочникам и выдать всем физическим лицам справки по новой форме № 2-НДФЛ.
То есть приказ предписывает вести двойной учет доходов физических лиц и повторно подготавливать ранее выданные Справки за 2005 год, хотя НК РФ такая обязанность не установлена.
Таким образом, общество посчитало, что данный приказ ФНС РФ возлагает на налоговых агентов дополнительные обязанности, не предусмотренные НК РФ, что является основанием для признания приказа не соответствующим НК РФ (п.п. 3 п. 1 ст. 6 НК РФ).
ВАС РФ согласился с доводами заявителя в части признания раздела 6 Справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ не соответствующим НК РФ.
Суд указал, что ссылка ФНС РФ на подпункты 3 и 4 п. 3 ст. 24 НК РФ не может быть принята во внимание, поскольку в них не предусмотрена обязанность налогового агента указывать в Справке по форме № 2-НДФЛ сведения о перечисленных в бюджет суммах налога.
Данная Справка не является также и документом, необходимым для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Таким образом, ВАС РФ пришел к выводу, что требования раздела 6 Справки о доходах физического лица не соответствуют положениям п. 3 ст. 230 НК РФ, поскольку возлагают на налогового агента дополнительные обязанности по отражению в Справках о доходах физических лиц сведений о перечислении налога на доходы физических лиц, и признал раздел 6 указанной Справки недействующим.
В то же время Суд не согласился с требованием заявителя о признании недействующим всего приказа по следующим основаниям.
В данном приказе нет указанной на то, что налоговые агенты должны в 2006 году вносить изменения в учет доходов физических лиц за 2005 год и выдавать справки по форме № 2-НДФЛ с учетом этих изменений.
В приказе также не содержится требования о необходимости повторной выдачи справок о доходах физических лиц, если первоначальная справка по форме 2-НДФЛ была выдана налогоплательщикам в течение 2005 года по форме, действовавшей в 2005 году.
Действия же должностных лиц налоговых органов по применению оспариваемого приказа сами по себе не могут служить основанием для признания этого нормативного правового акта недействующим.
Таким образом, в остальной части ВАС РФ оставил обжалуемый приказ в силе, признав недействующим только раздел 6 Справки о доходах физического лица по форме № 2-НДФЛ.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!