Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий

Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в часть первую НК РФ, а также ряд изменений в большинство глав части второй НК РФ.

Основная часть изменений вступает в силу с 1 января 2007 года.

Об изменениях, для которых установлены иные сроки вступления в силу, будет конкретно указано в тексте комментария.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ НК РФ

Законодательство о налогах и сборах
Порядок исчисления сроков

Статья 6.1 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах» изложена в новой редакции.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Срок, определяемый периодом времени, с 01.01.2007 г. не может исчисляться неделями, как в настоящее время.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Институты, понятия и термины, используемые в НК РФ

Ст. 11 НК РФ приводит новое определение индивидуальных предпринимателей.

С 01.01.2007 г. индивидуальными предпринимателями признаются индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, с 01.01.2007 г. частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не будут признаваться индивидуальными предпринимателями.

Определение физических лиц — налоговых резидентов РФ теперь будет содержаться не в ст. 11 НК РФ, а в ст. 207 главы 23 НК РФ.

В ст. 11 НК РФ кроме понятия счета введены следующие понятия:

лицевые счета – счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счета Федерального казначейства – счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Местом жительства физического лица признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Установлено, что при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации по просьбе этого физического лица для целей НК РФ место жительства может определяться по месту пребывания физического лица.

При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно, определяемое адресом (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящее время понятие «учетная политика» установлено только для целей бухгалтерского учета в ПБУ 1/98.

Обратите внимание!

В ст. 11 НК РФ введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

С 01.01.2007 г. правила, предусмотренные частью первой НК РФ в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации.

Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

Из НК РФ исключено понятие «налоговый кредит». Исключена ст. 65 НК РФ, определяющая порядок и условия предоставления налогового кредита, и все упоминания по тексту Кодекса.

С 01.01.2007 г. налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Соответствующие дополнения внесены в ст. 21 НК РФ.
 
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Ст. 23 НК РФ изложена в новой редакции.

Обратите внимание!

С 01.01.2007 г. индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны представлять по своему месту жительства по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Оговорено, что налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Вводится обязанность налогоплательщиков в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных не только бухгалтерского, но и налогового учета.

Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет хранить документы, подтверждающие не только полученные доходы, но и осуществленные расходы.

С десяти до семи дней сокращен срок, в течение которого со дня открытия (закрытия) счетов налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов).

Обратите внимание!

Сообщать в налоговый орган необходимо не только о счетах, но и о лицевых счетах.

Уточнено, что индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Налогоплательщики обязаны сообщать в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Уточнено, что указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации.

В налоговый орган необходимо сообщать не только о реорганизации, но и о ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Налоговые агенты

Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца.

Установлено, что отсчет одного месяца начинается со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

На налоговых агентов возложена обязанность вести учет не только выплаченных, но и начисленных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.

Так же как и налогоплательщики налоговые агенты будут обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые и финансовые органы

Права налоговых органов

Ст. 31 «Права налоговых органов» изложена в новой редакции.

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Уточнено, что производить осмотр налоговые органы должны в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ.

С 01.01.2007 г. налоговые органы не вправе контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания не только со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы с 01.01.2007 г. утрачивают право создания налоговых постов.

Уточнены случаи, когда налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски, а именно:

– о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

– о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

– о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

– в иных случаях, предусмотренных НК РФ.
 
Обязанности налоговых органов

Ст. 32 «Обязанности налоговых органов» изложена в новой редакции.

С 01.01.2007 г. должна кануть в Лету «информационная война» между ФНС РФ и Минфином РФ.

Налогоплательщики не раз сталкивались с ситуацией, когда по одной и той же проблеме Минфин и налоговики выражали абсолютно противоположные точки зрения.

Обратите внимание!

С 01.01.2007 г. налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом ФНС РФ, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов (а не осуществлять возврат или зачет, как в настоящее время), направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.

Введены новые обязанности налоговых органов, а именно:

– представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

– осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;

– по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Конкретизировано, при каких обстоятельствах налоговые органы обязаны направлять материалы на налогоплательщика в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В настоящее время такая обязанность возникает у налоговиков при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

С 01.01.2007 г. если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Полномочия финансовых органов

Согласно ст. 34.2 НК РФ Минфин РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Установлен срок – в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса, – в течение которого Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований должны давать письменные разъяснения в пределах своей компетенции.

При этом по решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Объект налогообложения

В ст. 38 НК РФ уточнено понятие объекта налогообложения.

Объект налогообложения – это реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

(Продолжение – в следующем номере.)
Распечатать статью