Внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий

ЧАСТЬ ВТОРАЯ НК РФ

 

Федеральным законом РФ от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ внесены изменения в главы 21, 22, 23, 24, 25, 25.3, 26, 26.1, 26.2, 26.4, 29, 30 части второй НК РФ.

Изменения, внесенные в указанные главы НК РФ, в основном, касаются уточнения сроков исполнения налоговых обязательств.

Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

Как мы уже писали в комментарии к части первой НК РФ, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, исключены из числа индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, с 01.01.2007 г. указанные лица не признаются налогоплательщиками НДС, поскольку согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Следовательно, положения главы 21 НК РФ на адвокатов и частных нотариусов с 01.01.2007 г. не распространяются.

В связи с этим из ст. 149 НК РФ исключены упоминания об указанных лицах.

Обратите внимание!

С 1 января 2008 года налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Соответствующее изменение внесено в ст. 163 НК РФ.

Соответственно, с 01.01.2008 года утратит силу положение п. 6 ст. 174, согласно которому налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнении, в том числе для собственных нужд, работ, оказании, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, и представлять налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

В 2007 году ст. 163 и п. 6 ст. 174 НК РФ действуют в редакции, существующей в настоящее время.

Обратите внимание!

С 1 января 2007 года изменяется порядок возмещения НДС (ст. 176 НК РФ).

По-прежнему в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Однако далее процедура усложняется.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган будет проверять обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 НК РФ.

Напомним, что согласно ст. 88 НК РФ с 01.01.2007 г. камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм НДС, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ.

Напомним, что согласно ст. 100 НК РФ с 01.01.2007 г. в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

При этом в акте налоговой проверки указываются:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

5) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

6) период, за который проведена проверка;

7) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

8) даты начала и окончания налоговой проверки;

9) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

10) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

11) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

12) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со ст. 101 НК РФ, то есть в течение 10 дней со дня истечения 15 дней, отсчитываемых со дня получения налогоплательщиком акта налоговой проверки.

Таким образом, в течение 25 дней со дня получения налогоплательщиком акта камеральной налоговой проверки по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по НДС, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.

При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Обратите внимание!

С 01.01.2007 г. налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней (вместо двух недель, как в настоящее время) со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Если территориальный орган Федерального казначейства нарушит указанный срок возврата суммы НДС, то, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

В настоящее время проценты за просрочку возврата начисляются исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Таким образом, хотя срок возврата сокращен, сумма процентов немного снизится.

В случае, если указанные проценты будут уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган должен принять решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы НДС, подлежащей возмещению, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом на следующий день после дня принятия решения о возврате сумм налога в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

Положения ст. 176 НК РФ в новой редакции применяются в отношении налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение налога на добавленную стоимость, представляемых в налоговые органы после 31 декабря 2006 года.

Согласно новой редакции ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

Поэтому специально оговорено, что с 01.01.2007 г. сроки, указанные в п. 3 ст. 152, п. 6 ст. 161, п. 5, 9, п.п. 1 п. 13 ст. 165, п. 9, 9.1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ, исчисляются в календарных днях.

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

Понятие «налоговый резидент», выведенное из ст. 11 НК РФ, с 01.01.2007 г. содержится в ст. 207 НК РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Напомним, что в настоящее время налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Таким образом, с 1 января 2007 г. бухгалтеру для определения ставки НДФЛ в целях налогообложения доходов не нужно будет каждый календарный год заново отсчитывать 183 дня с начала года и прерывать исчисление 183 дней в случае выездов нерезидентов за пределы РФ на лечение и обучение.

Также с 01.01.2007 г. независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Другие изменения, внесенные в главу 23, а также в вышеперечисленные главы НК РФ, касаются определения сроков.

Будьте внимательны!

При определении сроков, указанных как в первой, так и во второй части НК РФ, следует иметь в виду, что если срок указан просто в днях (например, 15 дней), то это означает 15 рабочих дней.

Если срок определяется в календарных днях, то НК РФ прямо указывает – 15 календарных дней.

Распечатать статью