Почему Минфин РФ призывает игнорировать условия договоров поставки

О дате признания доходов при отсрочке перехода права собственности

Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 20 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/667

Минфин рассмотрел вопрос о дате признания доходов, определяемых по методу начисления, полученных от реализации товаров (работ, услуг) в случае, если условиями договора поставки переход права собственности на реализованные товары предусмотрен после полной оплаты товара.

В соответствии со ст. 271 НК РФ в целях налогообложения прибыли доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).

Кроме того, для доходов от реализации, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Далее Минфин вольно и выборочно процитировал пункт 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, направленного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98.

Цитируем Минфин:

«договоренность сторон о сохранении за продавцом права собственности, не отражающая их фактические отношения и реальные финансово-экономические результаты деятельности, не может учитываться для целей налогообложения. Поэтому при учете дохода от реализации товара для целей налогообложения не должны приниматься во внимание положения договора о сохранении права собственности за продавцом до момента полной оплаты товара».

(конец цитаты).

В этой связи, резюмирует Минфин, выручка от реализации товаров в целях налогообложения прибыли должна признаваться на дату фактической передачи товара покупателям и выставления им расчетных документов, поскольку такой подход позволяет отразить фактические отношения, сложившиеся между продавцом и покупателем товара, полученного по договору купли-продажи с особым порядком перехода права собственности.

Вывод неутешительный для налогоплательщиков-поставщиков, оговаривающих в договоре поставки, что право собственности на товар переходит не в момент передачи товара покупателю, а после полной оплаты товара последним (отсрочка перехода права собственности).

Однако не стоит безоговорочно следовать позиции Минфина.

Сначала разберемся с п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 г. № 98, который своеобразно процитировали чиновники.

В указанном п. 7 рассмотрено конкретное дело.

Между обществом и покупателем заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым общество поставило товар. Доход от реализации данного товара не был учтен для целей налогообложения ни на момент отгрузки товара покупателю, ни на момент налоговой проверки, несмотря на получение частичной оплаты.

Обосновывая правомерность совершенных действий, общество представило налоговому органу дополнительное соглашение к договору купли-продажи, согласно которому право собственности на товар переходит к покупателю с момента его полной оплаты (ст. 491 ГК РФ). Поскольку на момент налоговой проверки товар оплачен полностью не был, в силу ст. 39 и п. 3 ст. 271 НК РФ дата, на которую доход от реализации признается полученным, не наступила.

Суд первой инстанции поддержал позицию общества, согласившись с его доводами и применив указанные нормы НК РФ.

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, руководствуясь следующим.

Исходя из п. 3 ст. 271 НК РФ при применении метода начисления датой получения доходов от реализации товаров признается дата реализации, определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ как дата перехода права собственности на товар.

Применяя указанные нормы НК РФ и ст. 491 ГК РФ, суд первой инстанции не учел следующего. Ст. 491 ГК РФ предусматривает право продавца потребовать от покупателя возврата переданного товара в случае, если тот не будет оплачен. Обеспечением данного права является установление в этой статье в качестве общего правила запрета для покупателя отчуждать товар или распоряжаться им иным образом до момента перехода к нему права собственности на товар.

В рассматриваемом деле предметом продажи выступал товар, характеризуемый родовыми признаками, предназначавшийся как для дальнейшей перепродажи (колесные диски), так и для фактического потребления путем использования при ремонте другой вещи (запасные части). Стороны не приняли мер по индивидуализации переданного товара (отграничению от иного товара покупателя), общество не осуществляло контроля за сохранностью товара и его наличием у покупателя.

На основании оценки изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что стороны не обеспечили выполнение условия договора о сохранении права собственности на товар за продавцом. Указанная договоренность сторон, не отражая их фактические отношения и реальные финансово-экономические результаты деятельности, не может учитываться для целей налогообложения.

Обратите внимание!

ВАС РФ указал, что именно в рассматриваемом деле это означает, что при учете дохода от реализации товара для целей налогообложения в соответствии со ст. 39, п. 3 ст. 271 НК РФ не должны приниматься во внимание положения договора о сохранении права собственности за обществом до момента полной оплаты товара.

Поэтому суд апелляционной инстанции согласился с решением налогового органа, в основу которого был положен вывод о необходимости учета дохода в том периоде, в котором общество сдало товар перевозчику для доставки покупателю.

То есть суд сделал конкретный вывод по конкретной ситуации, а Минфин преподнес этот вывод как общеприменительный для всех.

Исходя из логики рассуждений суда, можно сделать следующие выводы.

Если в договоре поставки с отсроченным переходом права собственности четко прописаны условия о том, что покупатель не вправе до перехода права собственности отчуждать товар, использовать товар для собственных нужд, распоряжаться им иным способом, покупатель обязан отграничить товар от иного имеющегося у него товара, поставщик обязан осуществлять контроль за сохранностью товара и его наличием у покупателя, то условия договора о сохранении права собственности на товар за поставщиком будут признаваться выполненными.

И, следовательно, доход от реализации товара будет правомерно учтен поставщиком на дату оплаты товара покупателем.

Кроме того, ровно за 2 месяца до выхода комментируемого письма Минфин РФ выразил по данному вопросу прямо противоположную сегодняшней позицию.

В письме от 20.07.2006 г. № 03-03-04/1/598 чиновники в императивной форме утверждали, что организация при определении момента признания доходов от реализации товаров должна исходить исключительно из срока, определенного условиями договора поставки.

Исключение из этого правила не допускается и в том случае, когда налогоплательщик готов пойти на более раннее признание доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Так что если налоговики не преминут воспользоваться новыми указаниями Минфина, не стоит опускать руки.

Отстоять свою правоту можно.
Для это воспользуйтесь вышеизложенным.
Распечатать статью