Внесены изменения в часть первую Налогового кодекса РФ. Подробный комментарий
(Продолжение. Начало в № 31 «А-Э».)
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Ст. 45 «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора» изложена в новой редакции.
В частности, изменилось количество оснований, по которым взыскание налога производится в судебном порядке.
По-прежнему взыскание налога в судебном порядке будет производиться с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Кроме того, с 01.01.2007 г. взыскание налога в судебном порядке будет производиться:
– с организации, которой открыт лицевой счет;
– в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий).
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
– с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
– со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства;
– со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
– со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента.
Помимо перечисленных случаев с 01.01.2007 г. обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ.
Обязанность по уплате налога не признается исполненной в следующих случаях:
– отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
– если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Эти же случаи предусмотрены и в действующей в настоящее время редакции ст. 45 НК РФ.
С 01.01.2007 г. обязанность по уплате налога не будет признаваться исполненной также в следующих случаях:
– отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
– возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации;
– неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Обратите внимание!
С 01.01.2007 г. если налогоплательщик обнаружит ошибку в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшую неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки должны оформляться актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Налоговый орган будет вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. А банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В указанном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
При этом налоговый орган будет осуществлять пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафа за счет денежных средств
Ст. 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках» изложена в новой редакции.
Согласно ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Установлен срок, в течение которого заявление может быть подано в суд, – в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В настоящее время решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
С 01.01.2007 г. указанный срок увеличен до шести дней после вынесения решения.
Установлено, что в случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Установлен срок – в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании, – в течение которого поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.
В настоящее время взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента).
С 01.01.2007 г. взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) может производиться только при недостаточности средств на рублевых счетах.
При взыскании средств с валютных счетов по поручению налогового органа банк должен не позднее следующего дня осуществить продажу валюты налогоплательщика.
Установлено, что расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафа за счет иного имущества
Согласно ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Установлен срок – один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога, – в течение которого принимается решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента).
В настоящее время взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении, в частности, наличных денежных средств.
С 01.01.2007 г. взыскание налога за счет имущества будет производиться не только за счет наличных денежных средств, но и денежных средств в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Взыскание налога, сбора, пеней и штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С 01.01.2007 г. пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Реорганизация юридического лица
Ст. 50 НК РФ с 01.01.2007 г. будет называться «Исполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) и сборов при реорганизации юридического лица».
Зачет и возврат сумм излишне уплаченного или излишне взысканного до реорганизации юридического лица налога, сбора (пеней, штрафов) с 01.01.2007 г. осуществляется по единым правилам, установленным ст. 50 НК РФ.
Напомним, что в настоящее время ст. 50 НК РФ установлен различный порядок для зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога и сумм излишне взысканного налога.
Общие вопросы исчисления налоговой базы
Уточнен порядок перерасчета налоговой базы и сумм налога при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы.
Согласно изменениям, внесенным в ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Поскольку нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, не признаются с 2007 года индивидуальными предпринимателями, уточнено, что они наряду с индивидуальными предпринимателями исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ.
Установлено, что правила ст. 54 НК РФ по исчислению налоговой базы и исправлению ошибок налогоплательщиками — организациями распространяются также на налоговых агентов.
Кроме того, закреплено положение о том, что в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.
Налоговый период
В настоящее время согласно ст. 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Упоминание об уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода исключено из данного определения.
Исключено положение о том, что если имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.
Порядок уплаты налогов и сборов
В настоящее время ст. 58 НК РФ регулирует порядок уплаты налогов и сборов.
Обратите внимание!
С 01.01.2007 г. впервые часть первая НК РФ определяет порядок уплаты авансовых платежей.
В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.
В настоящее время НК РФ не урегулирован вопрос о взыскании штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу.
При возникновении такой проблемы налогоплательщики руководствуются п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71, согласно которому в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
С 01.01.2007 г. данное положение содержится непосредственно в ст. 58 НК РФ.
Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.
Установлены обязанности местной администрации и организации федеральной почтовой связи в этом случае.
– принимать денежные средства в счет уплаты налогов, правильно и своевременно перечислять их в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом плата за прием денежных средств не взимается;
– вести учет принятых в счет уплаты налогов и перечисленных денежных средств в бюджетную систему РФ по каждому налогоплательщику (налоговому агенту);
– выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается ФНС РФ;
– представлять в налоговые органы (должностным лицам налоговых органов) по их запросам документы, подтверждающие прием от налогоплательщиков (налоговых агентов) денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджетную систему РФ.
Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему РФ, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Применение мер ответственности не освобождает местную администрацию и организацию федеральной почтовой связи от обязанности перечислить в бюджетную систему РФ денежные средства, принятые от налогоплательщиков (налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления сумм налогов.
Установлен срок – один месяц со дня получения налогового уведомления, – в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов
Согласно ст. 60 НК РФ поручение налогоплательщика или поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.
Установлено, что при невозможности исполнения поручения налогоплательщика или поручения налогового органа в указанный срок в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка РФ, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа – в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленных подразделений).
Правила, установленные для банков ст. 60 НК РФ, будут распространяться также на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации пеней и штрафов и применяться при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов).
Кроме того, при исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
Увеличен максимальный срок (с шести месяцев до одного года), на который предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога.
Кроме того, согласно дополнениям, внесенным в ст. 64 НК РФ, по решению Правительства РФ может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года.
С 01.01.2007 г. отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при утверждении арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.
При этом в случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки при наличии соответствующего основания утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган.
В настоящее время копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.
С 01.01.2007 г. указанный срок сокращается до пяти дней.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Установлен срок – 10 календарный дней с даты получения требования, – в течение которого требование об уплате налога должно быть исполнено, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Правила, предусмотренные ст. 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Сроки направления требования об уплате налога и сбора
В настоящее время согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
С 01.01.2007 г. требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
При этом при выявлении недоимки налоговый орган должен составить документ по форме, утверждаемой ФНС РФ.
По-прежнему требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Правила, установленные ст. 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа, а также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!