Экологические платежи. За офисный мусор не платить?
(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2009 г. № 14561/08)
Любопытный вердикт вынес Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.
По мнению судей, наличие у компании бытовых и канцелярских отходов не является деятельностью по размещению отходов.
Суд отметил, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Суд считает, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
При осуществлении компанией деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образуются бытовые и канцелярские отходы.
Однако, по мнению ВАС РФ, из этого не следует, что компания занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Следовательно, решил ВАС РФ, компания не должна вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Необходимо отметить, что ВАС РФ рассматривал конкретное дело и отменил решение нижестоящих судов по другой причине, чем изложенная выше.
Суд посчитал, что административный орган, рассматривая административное дело, не установил, какие виды деятельности осуществляются обществом, какие объекты и как эксплуатируются обществом, связаны ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом об охране окружающей среды осуществляется.
Поэтому однозначно говорить о том, что теперь все «офисные» компании не будут платить экологические платежи, нельзя.
Кроме того, аргументация суда построена только на анализе одного определения Закона, в отрыве от иных определений, что делает ее (аргументацию) уязвимой.
Нам бы очень хотелось, чтобы органы Роспотребнадзора стали думать также, как ВАС РФ.
Но пока ситуация обратная (см. материал «Плата за мусор. А плательщик кто?» в № 16 «А-Э»).
Комментируемое постановление Президиума ВАС РФ – первое по данной теме.
Подождем развития событий. Как поведут себя в дальнейшем Роспотребнадзор и арбитражные суды – предсказать сложно.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!