Бухгалтерская отчетность малых предприятий. Возвращаясь к теме

В № 7 «А-Э» опубликован ответ на вопрос читателей о составе годовой бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства.

Читатель нашего журнала выразила свою точку зрения по данному вопросу.

Цитируем: «Выводы, приведенные в статье о бухгалтерской отчетности малых предприятий не бесспорны. Порядок представления бухгалтерской отчетности регламентирован в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

В соответствии п. 85 Положения отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не предоставлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Приказ № 66н, в отличие от ранее действующего Приказа № 67н регламентирует лишь порядок формирования бухгалтерской отчетности и не определяет порядок ее представления» (конец цитаты).

Мы решили опубликовать мнение читателя и продолжить  тему ввиду действительно ее спорности и неоднозначности.

Норма п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н, действует с даты вступления приказа в силу, то есть с 1 января 1999 года без изменений.

Позже было принято ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н), которое применяется с бухгалтерской отчетности за 2000 год.

П. 3 ПБУ 4/99 установлено, что Положение применяется Министерством финансов РФ при установлении:

– типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций.

То есть упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства формирует Минфин РФ.

Что Минфин и реализовал в приказе № 66н.

При этом и приказ № 67н, и приказ № 66н регулируют порядок формирования бухгалтерской отчетности.

То есть нельзя говорить о том, что приказом № 67н ранее был установлен порядок представления бухгалтерской отчетности, а приказом № 66н установлен только порядок ее формирования.

В соответствии с п. 2 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 11н, ПБУ 23/2011 применяется для составления отчета о движении денежных средств в случаях, когда составление, и (или) представление, и (или) публикация данного отчета предусмотрены законодательством РФ или нормативными правовыми актами, а также когда организация добровольно приняла решение о представлении и (или) публикации такого отчета.

Положение не применяется при составлении отчетности организации для внутренних целей, отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения, отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах составления такой отчетности и информации не предусматривается применение Положения.

В данном случае, действительно, можно сослаться на п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, являющегося нормативным правовым актом, которым предусмотрена возможность субъектов малого предпринимательства не представлять отчет о движении денежных средств.

Следует отметить, что в профессиональной среде экспертов и аналитиков нет единого мнения по рассматриваемому вопросу.

Минфин РФ не выпустил пока ни одного разъяснения.

В связи с этим редакция обратилась с запросом в УФНС по Свердловской области.

Официальная позиция УФНС по Свердловской области

Письмом ФНС РФ от 06.05.2011 г. № КЕ-4-3/7388 разъяснен порядок оформления промежуточной бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства.

В частности, письмом сообщено следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ коммерческие организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

При этом квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 3 ст. 14 Закона № 129-ФЗ).

Согласно п. 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (в ред. 08.11.2010 г. № 142н), бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

При этом промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (форма № 2), если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).

Что касается оформления годовой бухгалтерской отчетности, то следует руководствоваться п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Россий­ской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (в ред. от 24.12.2010 г. № 142н).

Указанным пунктом установлено, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 Положения.

При этом отчет о движении денежных средств разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства и некоммерческим организациям.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку (конец цитаты).

Таким образом, субъекты малого предпринимательства вправе без опасений представлять бухгалтерскую отчетность за 2011 год в составе бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

Для справки:

В соответствии с п.п. 1-3 п. 1 ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся организации, соответствующие следующим условиям:

суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% (за исключением хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) — бюджетным научным и образовательным учреждениям);

средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек включительно;

выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн. руб. – для малых предприятий (п. 1 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556).

Распечатать статью