Первые шаги вновь созданного ООО
Создано ООО с уставным капиталом 10 000 руб., в счет оплаты которого учредители предоставили офисную мебель. Какими проводками оформить этот инвентарь, какие документы нужны, чтобы поставить на учет эту мебель? Как без дополнительных налогов оформить деньги, которые будут расходоваться на открытие расчетного счета, покупку ККМ и другие расходы при отсутствии выручки от деятельности?
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем двадцать тысяч рублей, в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом.
Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.
Согласно п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н, доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Следовательно, вклады участников ООО не признаются доходами организации.
Офисная мебель, в принципе, удовлетворяет критериям признания актива объектом основных средств, установленным п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
В то же время согласно п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Следовательно, Вы вправе отразить офисную мебель, внесенную в качестве вклада в уставный капитал, в составе МПЗ.
П. 8 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н, установлено, что фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Для обобщения информации о всех видах расчетов с учредителями (участниками) организации по вкладам в уставный капитал организации предназначен счет 75 «Расчеты с учредителями».
Для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала предназначен счет 80 «Уставный капитал».
Взнос вкладов в виде материальных и иных ценностей (кроме денежных средств) оформляется записями по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и др.
После государственной регистрации организации ее уставный капитал в сумме вкладов учредителей (участников), предусмотренных учредительными документами, отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями».
Фактическое поступление вкладов учредителей проводится по кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями» в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и других ценностей.
Таким образом, вклад в уставный капитал в Вашем случае отражается следующим образом:
ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 80
ДЕБЕТ 26 (25) КРЕДИТ 10
Если учредителями ООО являются юридические лица, то для целей налогообложения прибыли имущество, полученное в виде взноса в уставный капитал организации, принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса в уставный капитал имущества.
Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса в уставный капитал.
Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества или какой-либо его части, то стоимость этого имущества либо его части признается равной нулю.
Если учредителями ООО являются физические лица, то для целей налогообложения прибыли стоимостью (остаточной стоимостью) имущества, вносимого в уставный капитал, признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом износа, но не выше рыночной стоимости этого имущества, подтвержденной независимым оценщиком.
Минфин РФ подчеркивает, что при отсутствии документов, подтверждающих расходы на покупку имущества, вносимого в уставный капитал, стоимость этого имущества не может быть учтена в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо от 31.08.2009 г. № 03-03-06/1/556).
А в письме от 08.06.2005 г. № 03-03-01-04/1/313 финансовое ведомство указало, что ввиду того что физическое лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, не ведет налогового учета, имущество может быть принято к налоговому учету по первоначальной стоимости, подтвержденной документально, с учетом фактического износа.
В соответствии с п. 17, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н, расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной).
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Следовательно, в бухгалтерском учете Вы отражаете все «стартовые» расходы по правилам бухучета.
Для целей налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Глава 25 НК РФ не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были у организации доходы или нет.
По мнению чиновников, расходы в виде арендных платежей, затраты на транспорт, офисную технику, командировочные и представительские расходы, расходы на заработную плату и другие аналогичные расходы, осуществленные организацией с момента ее государственной регистрации, могут учитываться в расходах организации для целей налогообложения прибыли организаций.
Вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов.
При этом в соответствии со ст. 283 НК РФ налогоплательщик, понесший убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток (письма от 21.04.2010 г. № 03-03-06/1/279, от 08.12.2006 г. № 03-03-04/1/821).
Однако в отношении «входного» НДС чиновники не так лояльны.
Минфин убежден, что в случае если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по НДС не определяет, то принимать к вычету суммы НДС оснований не имеется.
В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся в том налоговом периоде, в котором возникает налоговая база по НДС (письма от 08.12.2010 г. № 03-07-11/479, от 30.03.2010 г. № 03-07-11/79).
В постановлении от 03.05.2006 г. № 14996/05 Президиум ВАС РФ отметил, что нормами главы 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги).
Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.
Президиум ВАС РФ разъясняет, что вывод налоговиков о том, что объект налогообложения НДС образуется в момент передачи товаров (работ, услуг) и суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), подлежат возмещению в отчетном периоде, когда возникает дата реализации (выполнения) этих работ, ошибочен, поскольку объектом налогообложения являются операции по реализации, представляющие собой протяженную во времени деятельность, направленную на реализацию (непосредственную передачу) товаров, результатов выполненных работ и услуг.
В силу ст. 167 НК РФ с моментом реализации связано возникновение обязанности налогоплательщика исчислить налоговую базу и обязанности уплатить с этой базы налог.
В Определении от 17.02.2009 г. № ВАС-15921/09 ВАС РФ вновь указал, что глава 21 НК РФ не устанавливает зависимость права на налоговый вычет по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического наличия в том же периоде собственных оборотов по реализации товаров (работ, услуг).
Федеральные арбитражные суды полностью разделяют точку зрения ВАС РФ (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 31.08.2011 г. № Ф09-4710/11, от 29.08.2011 г. № Ф09-4715/11).
Для того, чтобы организация могла оплачивать расходы при отсутствии поступлений денежных средств от реализации, можно воспользоваться помощью учредителей.
Если учредитель предоставит деньги безвозмездно, то доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ, признаются внереализационными доходами (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Однако если внесший денежные средства учредитель владеет более 50% уставного капитала организации, то полученные денежные средства не будут учитываться при определении налоговой базы.
Ведь согласно п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения при УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
А п. 8 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации;
– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации;
– от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.
При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество не передается третьим лицам.
Но в отношении денежных средств это ограничение не применяется.
Если внесенные учредителем денежные средства в последующем нужно будет вернуть учредителю, то данная ситуация классифицируется как отношения по договору займа.
Согласно п. 1 ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа может предусматривать уплату процентов, а может быть и беспроцентным, если это прямо оговорено в договоре.
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде средств, которые получены по договору займа, не учитываются при определении налоговой базы (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Расходы организации в виде средств, которые направлены в погашение займа, также не учитываются при определении налоговой базы (п. 12 ст. 270 НК РФ).
Следовательно, сумма полученного и возвращенного займа не отражается на величине налоговой базы.
Учитывая, что главой 25 НК РФ не установлен порядок определения дохода в виде экономической выгоды и ее оценки, экономическая выгода от экономии на процентах при получении беспроцентного займа не учитывается в составе внереализационных доходов в целях налогообложения прибыли.
Аналогичные выводы содержатся и в письме Минфина РФ от 02.04.2010 г. № 03-03-06/1/224.
В связи с этим для Вашей организации не возникнет никаких налоговых последствий при получении беспроцентного займа.
Если физическое лицо предоставило беспроцентный заем, то дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ, у физического лица не возникает.
При возврате Вашей организацией учредителю — физическому лицу беспроцентного займа у займодавца не возникает ни экономической выгоды, ни дохода.
Таким образом, при возврате учредителю — физическому лицу суммы займа Вы не удерживаете НДФЛ и не предоставляете сведения в налоговую инспекцию.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!