Материальная помощь при рождении ребенка

Тематики: НДФЛ

(Письмо ФНС РФ от 02.04.2013 г. № ЕД-17-3/36@)

В соответствии с абз. 7 п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемых в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

Следовательно, указывают налоговики, не подлежит обложению НДФЛ единовременная материальная помощь при рождении ребенка, предоставляемая в сумме, не превышающей 50 000 руб., одному из родителей по их выбору либо двум родителям исходя из расчета общей суммы 50 000 руб.

П. 8 ст. 217 НК РФ не установлено, что сумма 50 000 руб. является общей для обоих родителей.

Однако в комментируемом письме ФНС РФ поддержала позицию Минфина, изложенную им ранее в письме от 25.01.2012 г. № 03-04-05/8-67.

Как разъяснила ФНС РФ, если оба родителя работают в одной организации и каждый из них получил материальную помощь в связи с рождением ребенка, освобождение от налогообложения НДФЛ указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного обоими родителями.

При получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания НДФЛ возлагается НК РФ на указанную организацию, являющуюся налоговым агентом.

Если сотрудник организации не предоставляет сведения о получении указанной материальной помощи другим родителем — работником иной организации, организация может самостоятельно запросить в этой организации необходимые сведения о получении им материальной помощи и ее налогообложении.

Отметим, что Минфин РФ ранее настаивал на том, что для подтверждения факта получения (не получения) такой помощи одним из родителей организация вправе потребовать представления сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» (письмо от 25.01.2012 г. № 03-04-05/8-67).

Однако такого требования в ст. 217 НК РФ нет.

И позже в письме от 07.12.2012 г. № 03-04-06/8-346 Минфину пришлось согласиться с тем, что специальных положений, устанавливающих право работодателя при расчете материальной помощи, освобождаемой от налогообложения НДФЛ, требовать представление справки по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» с места работы другого родителя, в НК РФ не содержится.

Однако (не сдается Минфин) поскольку при получении сотрудником организации материальной помощи ответственность за правильность удержания НДФЛ возлагается НК РФ на организацию, являющуюся налоговым агентом, для подтверждения факта получения или неполучения такой помощи одним из родителей требования организации о предоставлении сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» являются обоснованными.

В случае невозможности представления справки по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 20__ год» по независящим от физического лица обстоятельствам (например, другой родитель не работает) освобождение от налогообложения указанной материальной помощи может осуществляться организацией на основании соответствующего заявления, подписанного другим родителем, о неполучении указанной выплаты.

А еще позже в письме от 26.12.2012 г. № 03-04-06/6-367 Минфин уже вообще ничего не говорит о Справке № 2-НДФЛ.

Сославшись на это письмо, ФНС РФ также не требует наличия Справки № 2-НДФЛ.

 

Распечатать статью