Система управления охраной труда

Статья в бюллетене: Бюллетень № 1 (1) – Сентябрь 2020 , опубликовано 21.06.2021

(Информация Роструда от 23.07.2020)

При проведении плановых проверок, расследовании несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда оценивается система управления охраной труда на предприятии.

В этой связи Роструд информирует об основных положениях и требованиях к системе управления охраной труда.

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ система управления охраной труда – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Ст. 212 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя обеспечить «создание и функционирование системы управления охраной труда».

Основным документом для работодателей при разработке Положения по СУОТ на предприятии является Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 №438н.  

В нем говорится, что требования СУОТ обязательны для всех работников, осуществляющих деятельность в организации, и являются обязательными для всех  других лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

П. 7 Типового положения говорит о том, что основой организации и функционирования СУОТ является положение о СУОТ, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов.

Положение о СУОТ утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Согласно п. 8 Типового положения, в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики деятельности работодателя включаются следующие разделы (подразделы):

а) политика работодателя в области охраны труда;

б) цели работодателя в области охраны труда;

в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);

г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда;

д) планирование мероприятий по реализации процедур;

е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;

ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;

з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;

и) управление документами СУОТ.

Формирование Политики необходимо начинать с оценки рисков, существующих в конкретной организации. В соответствии с п. 10 Типового положения, политика работодателя в области охраны труда является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

Главное, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет и т.п.

Типовым положением предусмотрено 9 базовых процедур, направленных на обеспечение соответствия государственным нормативным требованиям:

процедура подготовки работников по охране труда;

процедура организации и проведения оценки условий труда;

процедура управления профессиональными рисками;

процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;

процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;

процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;

процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;

процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;

процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;

С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур. 

 В Плане отражаются: результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя; общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур; ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур; ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления; источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.

В соответствии с п. 53 Типового положения, для организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо установить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению.

К таким мероприятиям можно отнести специальную оценку условий труда, производственный контроль, оценку рисков, организацию общественного контроля, работу уполномоченных по охране труда и технических инспекторов профсоюзов, работу комитетов или комиссий по охране труда.

Не соблюдение работодателем  требований ст. 212  Трудового кодекса РФ, а именно  отсутствие СУОТ или не надлежащее функционирование СУОТ влечет за собой административную ответственность в соответствии с п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,  санкции которой предусматривают: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 

Распечатать статью