Начисление пени налогоплательщику, своевременно предста-вившему заявление о зачете переплаты неправомерно

Статья в бюллетене: Бюллетень № 4 (8) – Апрель 2021 , опубликовано 11.08.2021

(П. 37 Обзора судебной практики Верховного Суда  РФ № 1 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021 г.)

В силу положений п. 1 и 2 ст. 75 НК РФ пеня как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) ‒ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно в процентах от неуплаченной суммы налога.

Пеня стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена в срок. В последнем случае основанием взимания пени, по существу, выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны.

Начисление пени за период организационного оформления решения о зачете должностными лицами налогового органа в ситуации, когда переплата является подтвержденной (завершена налоговая проверка или истек срок ее проведения), и налогоплательщиком заблаговременно (до наступления срока уплаты налога) представлено заявление о зачете, означало бы применение меры государственного принуждения к лицу, совершившему необходимые действия для исполнения своей налоговой обязанности, и при отсутствии с его стороны незаконного пользования средствами казны, что противоречит правовой режиму пени, установленному гл. 11 НК РФ.

Как следовало из материалов дела, общество заблаговременно (более чем за два месяца до наступления срока уплаты НДС) заявило о своем намерении использовать для исполнения предстоящей обязанности по уплате НДС определенный источник ‒ переплату по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ.

Таким образом, воля налогоплательщика на исполнение предстоящей обязанности по уплате НДС за счет переплаты по налогу на прибыль организаций была выражена в надлежащие сроки и заранее была известна налоговому органу.

Начисление пени за период после подтверждения переплаты до фактического принятия решения о зачете к налогоплательщику, своевременно представившему заявление о зачете переплаты, противоречит правовой природе данной меры государственного принуждения, определенной в гл. 11 НК РФ, как средства обеспечения исполнения налоговой обязанности, в связи с чем налоговый орган не должен был начислять пени за указанный период.

 

Доверенность на представителя налогоплательщика в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя

(Информация с официального сайта ФНС России)

 

В настоящее время доверенность на представителя налогоплательщика в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя (далее – электронная доверенность) в налоговый орган направить невозможно.

Но с 01.07.2021 г. у налогоплательщиков появится возможность направлять электронную доверенность в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минэкономразвития России по адресу: https://regulatio.gov.ru/projects#№pa=111784) размещен проект приказа ФНС России «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме, формата заявления об отзыве доверенности в электронной форме и порядка их направления по телекоммуникационным каналам связи».

Распечатать статью