Введение национальной системы прослеживаемости товаров

Статья в бюллетене: Бюллетень № 5 (9) – Май 2021 , опубликовано 23.08.2021

29.05.2019 г. в г. Нур-Султан заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – Соглашение), которое вступило в силу 03.02.2021 г.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов прослеживаемости:

  • внешнего (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами – членами ЕАЭС прослеживаемого товара;
  • национального (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств – членов ЕАЭС.

В чем заключается «прослеживаемость товаров»?

В настоящее время на территории РФ разрабатывается национальная система документальной прослеживаемости импортных товаров, состоящая в осуществлении контроля за их движением. Контроль происходит путем использования инструментов выявления, пресечения налоговых рисков и схем уклонения от уплаты налогов и сборов. Регулирование прослеживаемости будет осуществляться на уровне постановления Правительства РФ в соответствии с Соглашением о создании единой системы прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию государств-участников ЕАЭС из третьих стран.

Национальная система прослеживаемости должна будет обеспечивать:

1) полноту сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров;

2) учет товаров, подлежащих прослеживаемости, с использованием количественных единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем, утверждаемым постановлением Правительства РФ;

3) взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости (декларацией на товары, заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары, уведомлением об остатках, уведомлением о ввозе на территорию РФ из стран ЕАЭС);

4) взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;

5) целостность сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости;

6) сквозную документальную идентификацию товаров (партий товаров), подлежащих прослеживаемости, при их обороте в соответствии с законодательством государств-членов.

Участники

Система прослеживаемости будет распространяться на операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, совершаемые участниками оборота товаров:

  • физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • юридическими лицами.

Согласно п. 4 ст. 7 Соглашения к участникам не относятся лица, осуществляющие перевозку товаров, подлежащих прослеживаемости, на основании договора перевозки (транспортной экспедиции).

Товары, на которые не распространяется действие
механизма прослеживаемости

В соответствии с п. 5 ст. 2 Соглашения действие механизма прослеживаемости не распространяется на товары:

1) полученные (образовавшиеся) в результате операций по переработке на таможенной территории Союза или операций по переработке для внутреннего потребления (продукты переработки, отходы и остатки) и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

3) изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, и товаров Союза и помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

4) ввоз, приобретение, передача или отчуждение которых осуществляется физическими лицами в личных, семейных, иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

5) предназначенные для официального пользования расположенными на таможенной территории Союза дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государств при международных организациях, международными организациями или их представительствами, пользующимися привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами государств – членов ЕАЭС с третьей стороной и международными договорами, заключенными между государствами-членами, иными организациями или их представительствами, которые пользуются привилегиями и иммунитетами на территории государства – члена ЕАЭС в соответствии с международными договорами этого государства

Распечатать статью