Субсидиарная ответственность контролирующих лиц ор-ганизации
Исходя из положений ст. 399 Гражданского кодекса РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Таким образом, субсидиарную ответственность можно определить как ответственность, дополнительную к ответственности другого лица, являющегося основным должником.
В соответствии с действующим законодательством (п. 1 ст. 61.13, п. 1 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») в некоторых случаях к субсидиарной ответственности могут быть привлечены контролирующие лица организации, т. е. лица, имеющие право:
- прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться имуществом;
- устанавливать направления деятельности организации;
- отдавать распоряжения, обязательные для исполнения;
- каким-либо иным образом влиять на компанию.
Таким образом, субсидиарная ответственность может распространиться на любое лицо, фактически принимавшее решения в сфере деятельности организации и извлекавшее из этого выгоду (директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, учредитель и др.).
Для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации можно выделить следующие предпосылки:
- Полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия контролирующего должника лица.
К таким действиям (бездействиям) относятся, в частности, согласование, заключение или одобрение сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.), дача указаний по поводу совершения явно убыточных операций, создание и поддержание такой системы управления должником, которая нацелена на систематическое извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику и его кредиторам, и т.д.
Контролирующее должника лицо не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности в случае, когда его действия (бездействие), повлекшие негативные последствия на стороне должника, не выходили за пределы обычного делового риска (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
- Неисполнение обязанности по подаче заявления о банкротстве должника в арбитражный суд в срок не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
- Должник не оспорил необоснованные требования кредиторов, предъявленные до или после возбуждения дела о банкротстве, вне производства по делу о банкротстве.
- Оплата долей в уставном капитале общества произведена неденежными средствами, при этом стоимость имущества, внесенного для оплаты долей завышена. В этом случае срок привлечения к субсидиарной ответственности — 3 года с момента государственной регистрации общества или увеличения уставного капитала, размер ответственности установлен в размере завышения стоимости имущества.
- Не внесены дополнительные вклады участниками Общества. В этом случае срок привлечения к субсидиарной ответственности — 3 года с момента государственной регистрации соответствующих изменений, сумма ответственности ограничена размером стоимости невнесенных дополнительных вкладов.
Субсидиарная ответственность контролирующих общество лиц является мерой гражданско-правовой ответственности, функция которой заключается в защите нарушенных прав кредиторов общества, восстановлении их имущественного положения.
Для привлечения к ответственности необходимо наличие всех элементов состава гражданского правонарушения:
- противоправное поведение;
- вред;
- причинная связь между ними;
- вина правонарушителя.
Таким образом, для привлечения к субсидиарной ответственности помимо предпосылок, указанных выше, кредитору необходимо представить доказательства наличия у него убытков, вызванных неисполнением должником обязательств перед ним, а контролировавшее лицо должно дать пояснения относительно причин банкротства и представить доказательства правомерности своего поведения.
В случае отказа от дачи пояснений (в том числе при неявке в суд) или их явной неполноты, непредоставления должником суду соответствующей документации бремя доказывания правомерности действий контролировавших общество лиц и отсутствия причинно-следственной связи между указанными действиями и невозможностью исполнения обязательств перед кредиторами возлагается на должника (постановлении Конституционного Суда РФ от 21.05.2021 г. № 20-П).
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!