Виды недобросовестных практик на финансовом рынке

Статья в бюллетене: Бюллетень № 8 (12) – Август 2021 , опубликовано 08.09.2021

(Информация с официального сайта ЦБ РФ от 02.08.2021)

Разные способы введения потребителя в заблуждение часто объединяют понятием «мисселинг», что означает продажу одного финансового продукта под видом другого.

Однако это лишь одна из пяти выделяемых ЦБ РФ наиболее распространенных недобросовестных практик:

  1. Подмена продукта (Misselling) — продажа одного финансового продукта под видом другого. Например, инвестиционных облигаций (доход по которым зависит от поведения базового актива) под видом вклада, только более выгодного.
  2. Непрозрачное ценообразование (Mispricing) — введение в заблуждение относительно размера комиссий или справедливой стоимости: от сложных тарифов, в которых скрыта переплата, до случаев, когда клиент платит за дешевую услугу по цене дорогой.
  3. Связанная продажа (Tied selling) — ее классическим проявлением стало навязывание страховки при выдаче кредита, хотя банк в любом случае должен предложить вариант на сопоставимых по сроку и сумме условиях без страхования.
  4. Недобросовестное информирование (Misinforming) — например, обещание гарантированного дохода по продуктам, не являющимся вкладом.
  5. Продажа неподходящих продуктов (Unsuitable selling) — не учитываются знания, склонность к риску, возраст и другие особенности человека.

Для противодействия этим практикам ЦБ РФ проявляет законодательную инициативу.

Так, при участии ЦБ РФ разработан  и принят Федеральный закон от 02.07.2021 № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)», который, в частности, дает гражданину право вернуть навязанную к кредиту дополнительную услугу.

Распечатать статью