Использование национальной системы прослеживаемости товаров для целей налогового контроля

(Письмо ФНС РФ от 03.12.2021 № ЕА-4-15/16911@)

ФНС РФ в письме разъяснила порядок использования национальной системы прослеживаемости товаров для целей налогового контроля, описала ошибки, выявляемые налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля за оборотом прослеживаемых товаров и мероприятия налогового контроля, проводимые по итогам выявленных ошибок.

Нормативное регулирование

Национальная система прослеживаемости товара (НСПТ) разработана в рамках утвержденного 29.05.2019 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ратифицированного Федеральным законом от 02.12.2019 № 386-ФЗ «О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза», и в рамках исполнения Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», вступившего в силу 01.07.2021.

Основное регулирование НСПТ установлено постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров».

Условия для отнесения товаров к категории прослеживаемых

Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости», при выполнении одного из следующих условий:

товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;

товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) РФ иным способом;

товары ввезены на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, включает в себя:

– холодильники, морозильники, стиральные машины, мониторы, проекторы, телевизионные приемники;

– автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы, трамбовочные машины, дорожные катки;

– детские коляски и детские автокресла.

Полный перечень товаров и кодов ТН ВЭД опубликован в № 27 «АБ-Экспресс» за 2021 год.

Порядок документооборота при реализации прослеживаемых товаров

НСПТ работает по принципу присвоения каждой ввезенной партии товаров регистрационного номера партии товара (РНПТ), который впоследствии отражается в выставленных электронных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах (УПД), направляемых по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО) при реализации товара.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с прослеживаемым товаром (участники оборота товаров), которые могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения, посредством ЭДО обеспечивают выставление счетов-фактур и УПД с реквизитами прослеживаемости.

Участники оборота товаров в электронной форме по ТКС направляют в ФНС РФ:

налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (НД по НДС), где отражают сведения из счетов-фактур, УПД с реквизитами прослеживаемости;

отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (Отчет об операциях) по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@ «Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости» и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

К документам, содержащим реквизиты прослеживаемости, относятся:

уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена ЕАЭС на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (Уведомление о ввозе);

уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства — члена ЕАЭС (Уведомление о перемещении);

уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (Уведомление об остатках).

Порядок заполнения форм документов, применяемых при осуществлении операций с товарами, подлежащими прослеживаемости опубликован в № 33 «АБ-Экспресс» за 2021 год.

Использование НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля

НД по НДС, отчеты об операциях, а также иные документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, представленные в электронной форме, позволяют проследить передачу права собственности на товар от одного лица другому и формировать остатки товаров в НСПТ.

Целью использования НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля является:

своевременное реагирование на признаки возможного совершения налогового правонарушения;

пресечение использования схем уклонения от уплаты налогов при совершении сделок с товарами, подлежащими прослеживаемости;

сокращение доли теневого сектора экономики за счет обеспечения прозрачности операций, осуществляемых с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Основными задачами использования НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля являются:

выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации товаров, подлежащих прослеживаемости;

информирование участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, о выявленных несоответствиях, противоречиях, расхождениях с целью их анализа и устранения;

осуществление взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Формирование РНПТ

НСПТ в автоматизированном режиме осуществляется сбор, учет, хранение и обработка включаемых в нее сведений.

Первоначальное включение в НСПТ сведений о товаре, подлежащем прослеживаемости, и формирование РНПТ осуществляется тремя способами:

– путем получения сведений из декларации на товары (ДТ), полученной от ФТС РФ – при импорте товаров, подлежащих прослеживаемости, участниками оборота товаров.

В данном случае РНПТ формируется (в системе – автоматически, а участником оборота – самостоятельно) на основании сведений из ДТ (реквизитов ДТ и порядкового номера товара в ней);

путем направления участником оборота товаров в ФНС РФ в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО Уведомления об остатках в случае принятия решения о совершении операций с находящимся в собственности у участника оборота товаров по состоянию на 08.07.2021 товаром, подлежащим прослеживаемости.

Уведомление об остатках также представляется в случае приобретения после 08.07.2021 товара, подлежащего прослеживаемости, у физических лиц или приобретения после указанной даты конфискованного, или обращенного иным аналогичным способом в собственность РФ имущества.

В ответ на Уведомление об остатках ФНС РФ направляет квитанцию с присвоенным РНПТ;

– путем направления участником оборота товаров в ФНС РФ в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО Уведомления о ввозе – в случае ввоза товара, подлежащего прослеживаемости, с территории иных государств — членов ЕАЭС.

Уведомление о ввозе формируется в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учет.

В ответ на Уведомление о ввозе ФНС РФ также направляет квитанцию с присвоенным РНПТ.

Уведомление об остатках и Уведомление о ввозе могут быть сформированы только на один код ТН ВЭД ЕАЭС.

Отражение РНПТ и реквизитов прослеживаемости в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости

Впоследствии РНПТ, сформированный одним из указанных выше способов, а также другие реквизиты прослеживаемости (единица измерения, используемая в целях прослеживаемости, и количество товаров в указанной единице измерения) отражаются:

1) в электронных счетах-фактурах, в том числе корректировочных счетах-фактурах, при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения.

Электронный счет-фактура формируется при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, всегда, за исключением случаев реализации товара физическим лицам для личных нужд, налогоплательщикам налога на профессиональный доход, при реализации товаров на экспорт, а также при реализации товаров дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ.

Электронный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС РФ от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме».

Электронный корректировочный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС РФ от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@ «Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры, формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, и формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в электронной форме».

Сведения из указанных счетов-фактур отражаются в НД по НДС в составе сведений книги продаж с отражением в графах 2022 реквизитов прослеживаемости из граф 11–13 счета-фактуры, а в графе 23 – стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, в разрезе каждого РНПТ.

2) в электронных УПД (документ с функцией «ДОП») и универсальных корректировочных документах (УКД) (документ с функцией «ДИС») при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим или освобожденными от уплаты НДС.

Электронный УПД также формируется при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, всегда, за исключением случаев реализации товара физическим лицам для личных нужд, налогоплательщикам налога на профессиональный доход, при реализации товаров на экспорт, а также при реализации товаров дипломатическим представительствам, консульствам и т.д.

УПД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС РФ № ММВ-7-15/820@.

УКД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС РФ № ЕД-7-26/736@.

Сведения из УПД поставщик отражает в Отчете об операциях, представляемом в электронной форме в налоговые органы по месту учета юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя), в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

3) в Уведомлении о перемещении, представляемом в ФНС РФ в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО в пятидневный срок с момента реализации товара в государства — члены ЕАЭС.

4) в Отчете об операциях – при совершении:

операций прекращения и возобновления прослеживаемости;

операций реализации и приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими специальные налоговые режимы или освобожденными от уплаты НДС;

операций приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими общий режим налогообложения, у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы или освобожденных от уплаты НДС;

операций по передаче (получению) товара, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары (при реорганизации юридического лица, при передаче товара в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный капитал; при передаче товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов; в связи с внесением вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов);

операций в рамках посреднических договоров при реализации товаров комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда комитент применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (комиссионер выставляет УПД), при приобретении товаров для комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда продавец применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (продавец выставляет УПД).

Ошибки, выявляемые при использовании НСПТ налоговыми органами

НСПТ в автоматизированном режиме осуществляется выявление рисков, расхождений, противоречий, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.

При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются:

1) расхождения, которые подразделяются на следующие виды:

а) «Зеркальные расхождения» – формируются при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в НД по НДС либо Отчете об операциях продавца и покупателя.

К «зеркальным расхождениям» относится:

Наименование расхождения

Описание расхождения

Отсутствие записи у контрагента Отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в НД по НДС или в Отчете об операциях.
Данные количества у участников сделки не совпадают Количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя.
Данные стоимости у участников сделки не совпадают Стоимость товара, указанная в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает со стоимостью товара, указанной в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя.
Множественный разрыв между посредниками Данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж в НД по НДС или в Отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара)).

 

б) «Логические расхождения» – формируются при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в НД по НДС, Отчете об операциях, счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ.

К «логическим расхождениям» относится:

Наименование расхождения

Описание расхождения

Указанный РНПТ не найден в ДТ, зарегистрированных остатках или операциях ввоза в РФ из ЕАЭС В системе прослеживаемости отсутствуют сведения о поступлении товара с указанным РНПТ (нет зарегистрированных сведений о декларации на товары, уведомлении о зарегистрированных остатках или ввозе товара в РФ из ЕАЭС).
Количество товара в документе больше количества товара, указанного в ДТ Количество реализованного по счету-фактуре или УПД товара, превышает количество ввезенного товара.
Код единицы измерения не соответствует указанному в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости В счете-фактуре (УПД) указана единица измерения, отличная от указанной в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости.

 

2) Риски, которые формируются при выявлении «зеркальных» или «логических» расхождений.

Наименование риска

Описание риска

Отрицательный остаток У налогоплательщика количество приобретенного/полученного товара меньше количества реализованного товара.
Разрыв цепочки У налогоплательщика нет операции поступления реализованного товара.
Положительный остаток по посреднику У налогоплательщика в посреднической сделке количество полученного посреднического товара превышает количество переданного посреднического товара.
Завышенная/заниженная стоимость реализации Отклонение коэффициента увеличения/уменьшения цены больше порогового значения отклонения.

Для справки. Справочный коэффициент, который определяется настройкой системы.

Затоваривание Положительный остаток товара не изменялся в течение последнего отчетного периода.
Пересортица У налогоплательщика сформировался отрицательный остаток, но при этом есть положительный остаток, перекрывающий отрицательный остаток, с другими РНПТ, но с тем же кодом ТН ВЭД.

 

Риски делятся на риски, имеющие налоговую составляющую и не имеющие налоговую составляющую (технические).

Налоговую составляющую имеют следующие виды рисков:

отрицательный остаток, разрыв цепочки – срабатывает у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18;

завышенная/заниженная стоимость реализации – срабатывает у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения.

Риски, по которым отсутствует налоговая составляющая, носят технический характер.

Риск, носящий технический характер, может быть устранен:

– посредством представления уточненной НД по НДС или корректировочного Отчета об операциях,

– путем представления налогоплательщиком пояснений, документов в электронном виде (счетов-фактур, УПД).

Мероприятия налогового контроля в случае выявления НСПТ рисков по товарам, подлежащим прослеживаемости

В случае выявления НСПТ рисков по товарам, подлежащим прослеживаемости налоговые органы вправе провести следующие мероприятия налогового контроля.

Учитывая, что положения КоАП РФ в части регулирования операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, предположительно вступят в силу 01.07.2022, то до 01.07.2022 в целях обеспечения полноты и достоверности передаваемой информации по товарам, подлежащим прослеживаемости, в случае выявления противоречий, несоответствий в Уведомлениях о перемещении, в Отчете об операциях, а также в НД по НДС, налогоплательщикам в автоматическом режиме направляются информационные письма с целью анализа сведений, отраженных в представленных документах (Уведомлении о перемещении, Отчете об операциях, НД по НДС), и представления уточненных НД по НДС (с внесенными изменениями в разделы 8, 9 декларации), Отчетов об операциях.

При этом, если в ходе проведения мероприятий налогового контроля в действиях налогоплательщика определены признаки злоупотребления правом, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо использовать данные, содержащиеся в НСПТ, для усиления доказательственной базы.

В отношении налогоплательщиков, по которым выявлены риски с налоговой составляющей, после 01.07.2022 могут быть проведены следующие мероприятия налогового контроля:

1) в соответствии с п. 8.9 ст. 88 НК РФ могут быть истребованы у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:

а) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

б) между сведениями об операциях, содержащимися в НД по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

в) между сведениями об операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;

2) в соответствии со ст. 31 НК РФ в налоговый орган могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;

3) в соответствии со ст. 86 НК РФ могут запросить выписки по операциям на счетах налогоплательщика и провести анализ движения денежных средств по расчетным счетам, по результатам которого необходимо установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости;

4) в соответствии со ст. 92 НК РФ могут провести осмотр территорий, помещений на предмет возможности их использования для хранения товаров, подлежащих прослеживаемости, в заявленных налогоплательщиком объемах, а также для определения соответствия фактических данных о товарах, подлежащих прослеживаемости, документальным данным, представленным проверяемым лицом;

5) в соответствии со ст. 90 НК РФ могут осуществить допрос лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, с целью установления обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки с учетом технических характеристик транспортного средства, погрузки, разгрузки товара, принятия товара на учет и т.д.;

6) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ могут истребовать у контрагента, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию) для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.

Итоги мероприятий налогового контроля

По результатам мероприятий налогового контроля налоговые органы обязаны:

1) провести работу, направленную на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств и внесения исправлений в налоговую декларацию.

2) при наличии доказательной базы по установлению фактов и обстоятельств, свидетельствующих об умышленном занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (нарушение положений ст. 54.1 НК РФ), рассмотреть вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ и вынесении решения о привлечении к ответственности в соответствии со ст. 101 НК РФ.

3) в случае выявления непредставления или несвоевременного представления Отчетов об операциях, неполного отражения (искажения) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком (Отчет об операциях, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), нарушения установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (с 01.07.2022), невыполнения обязанности по представлению операторами ЭДО счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (с 01.01.2023), привлечь к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Меры налогоплательщика по минимизации возникновения противоречий, расхождений, рисков

Для минимизации возникновения возможных противоречий, расхождений, рисков участникам оборота прослеживаемых товаров необходимо:

обязательное наличие ЭДО у участников оборота товаров, сведения о которых подлежат отражению в Отчете об операциях или Уведомлениях;

обязательное отражение реквизитов прослеживаемости в формируемой отчетности и документах по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости;

производить проверку покупателем наличия и правильности отражения в получаемых от поставщика счетах-фактурах и УПД реквизитов прослеживаемости (для указанных целей на официальном сайте ФНС РФ размещены специальные сервисы проверки);

предоставлять участником оборота товаров налоговому органу счетов-фактур, содержащих РНПТ, по запросу налогового органа (до 01.01.2023).

Распечатать статью