Нарушения при направлении уведомлений о вызове налогоплательщика
(Письмо ФНС РФ от 02.12.2021 № ЕА-4-15/16838)
ФНС РФ в комментируемом письме рассмотрела, какие нарушения допускают налоговые органы при направлении налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) уведомления о вызове.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (далее – Уведомление).
В ходе анализа материалов, представленных управлениями ФНС РФ по субъектам РФ, в рамках исполнения положений Порядка установления, оценки и устранения причин возникновения споров в деятельности налоговых (регистрирующих) органов (утверждено Приказом ФНС РФ от 25.11.2020 № СД-7-9/848@) установлены следующие нарушения:
1) направление Уведомлений с целью истребования у налогоплательщиков документов;
2) в Уведомлениях содержится требование представить уточненные налоговые декларации (расчеты), в связи с выявленными налоговыми органами ошибками (противоречиями, несоответствиями) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах);
3) отсутствие в Уведомлениях подробного описания оснований вызова;
4) вызов в налоговые органы на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Указанные нарушения обуславливают нарушение установленного порядка истребования документов, предусмотренного ст. 93, 93.1 НК РФ, а также подмену мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ.
П. 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Кроме того, при отсутствии в Уведомлении конкретного вопроса для дачи пояснений, по которому налогоплательщик вызывается в налоговый орган, а также отсутствие ссылки на конкретную налоговую проверку или мероприятия налогового контроля, в рамках которых направляется Уведомление, не только лишает возможности и права налогоплательщиков подготовиться к представлению конкретных пояснений и подтверждающих документов, но и ведет к необоснованным трудозатратам и неэффективности проведения должностными лицами налоговых органов мероприятий налогового контроля, а также к формированию у налогоплательщиков отрицательного отношения к налоговым органам в целом.
В целях исключения неправомерного направления уведомлений о вызове в налоговый орган и недопущения при направлении уведомлений в рамках п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ подмены мероприятий налогового контроля в виде истребования документов, предусмотренных ст. 93, 93.1 НК РФ, а также мероприятий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, ФНС РФ обязала обеспечить соблюдение территориальными налоговыми органами:
– положений п.п. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ и соответствие направляемого Уведомления утвержденной форме, в том числе с указанием подробного описания оснований вызова.
Форма уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (Приложение № 2);
– положений ст. 93, 93.1 НК РФ при истребовании документов (информации).
Редакция напоминает, что в рамках ст. 93 НК РФ истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы вправе должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утвержден Приказом ФНС РФ от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@;
– положений п. 3 ст. 88 НК РФ при направлении требований о представлении пояснений в случае выявления в ходе камеральных налоговых проверок ошибок (противоречий, несоответствий) в представленных налогоплательщиками налоговых декларациях (расчетах).
Форма требования о представлении документов (информации), направляемого в рамках истребования документов в соответствии со ст. 93, 93.1 НК РФ, а также направляемого в рамках налоговых мероприятий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, утверждена Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (Приложение № 17).
Кроме того, ФНС РФ напомнила: в рамках камеральных налоговых проверок проведение комиссий по легализации налоговой базы не предусмотрено.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!