Меры поддержки бизнеса и граждан в условиях санкционных ограничений

(Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

В целях стабилизации экономической ситуации в стране и социальной поддержки граждан разработаны следующие антикризисные меры в условиях санкционных ограничений.

Кредитные каникулы

В № 10 «АБ-Экспресс» за 2020 год (статья «Кредитные каникулы») опубликован комментарий к Федеральному закону от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» (далее – Закон № 106-ФЗ).

Закон № 106-ФЗ был принят как мера по поддержке граждан и бизнеса в период борьбы с распространением коронавируса и устанавливал порядок и условия приостановления исполнения заемщиком своих обязательств в течение льготного периода по кредитным договорам, заключенным до 3 апреля 2020 года.

Вкратце напомним основные условия приостановления исполнения заемщиком своих обязательств в течение льготного периода.

1. Размер кредита (займа) не должен превышать максимального размера кредита (займа), установленного постановлением Правительства РФ 12.03.2022 № 352:

для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются физические лица, – 300 тысяч рублей;

для потребительских кредитов (займов), заемщиками по которым являются индивидуальные предприниматели, – 350 тысяч рублей;

для потребительских кредитов (займов), предусматривающих предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, заемщиками по которым являются физические лица, – 100 тысяч рублей;

– для потребительских кредитов на цели приобретения автотранспортных средств с залогом автотранспортного средства – 700 тысяч рублей;

– для кредитов (займов), выданных в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которым обеспечены ипотекой, – 3 млн рублей.

2. Снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков) по кредитному договору (договору займа) за месяц, предшествующий месяцу обращения заемщика, более чем на 30 процентов по сравнению со среднемесячным доходом заемщика (совокупным среднемесячным доходом заемщиков) за 2019 год.

Документами, подтверждающими снижение дохода заемщика, могут являться:

1) справка о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога за текущий год и за 2019 год;

2) выписка о регистрации гражданина в качестве безработного из службы занятости;

3) листок нетрудоспособности, выданный на срок не менее одного месяца;

4) иные документы, свидетельствующие о снижении дохода.

Внесенные изменения в установленный порядок приостановления исполнения заемщиком своих обязательств распространяются и на кредитные договоры, заключенные до 1 марта 2022 года, если обращение заемщика к кредитору осуществляется в период после 1 марта 2022 года.

Обратиться в банк по таким договорам заемщик вправе в любой момент в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года.

Размер кредита (займа) не должен превышать максимального размера кредита (займа), указанного выше.

Снижение дохода заемщика (совокупного дохода всех заемщиков по кредитному договору (договору займа) сравнивают с доходами года, предшествующего дате обращения с требованием о предоставлении льготного периода.

Обратите внимание, что обращение заемщика с требованием о предоставлении льготного периода, совершенное до 30 сентября 2020 года, не лишает заемщика права на обращение с требованием о предоставлении льготного периода в период с 1 марта по 30 сентября 2022 года.

Порядок предоставления кредитных каникул заемщикам, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, будет опубликован в № 11 «АБ-Экспресс».

Акционерные общества

Установлены следующие особенности применения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) в 2022 году.

1) Согласно п. 6 ст. 35 Закона № 208-ФЗ, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего отчетного года обязано принять одно из следующих решений:

об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

о ликвидации общества.

Снижение стоимости чистых активов акционерного общества ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не обязывает такое общество принимать вышеуказанные решения об уменьшении уставного капитала или ликвидации общества.

2) Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества при подготовке к проведению в 2022 году годового общего собрания акционеров обязан определить дату, до которой от акционеров будут приниматься предложения о внесении вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров и предложения о выдвижении кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) и иные органы акционерного общества.

При этом такая дата должна быть установлена не позднее чем за 27 дней до даты проведения в 2022 году годового общего собрания акционеров и должна быть указана в сообщении общества, которое должно быть сделано не позднее чем за 35 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров и в порядке, предусмотренном для направления сообщения о проведении в 2022 году годового общего собрания акционеров.

Публичные акционерные общества

Публичным акционерным обществам предоставляется право до 31 декабря 2022 года включительно приобретать размещенные ими акции (за исключением приобретения размещенных акций в целях сокращения их общего количества) при определенных условиях.

Общества с ограниченной ответственностью

Установлены следующие особенности применения Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2022 году (далее – Закон № 14-ФЗ).

П. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ определено, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

о ликвидации общества.

Снижение (сохранение) стоимости чистых активов общества с ограниченной ответственностью ниже размера его уставного капитала по окончании 2022 года не обязывает такое общество принимать вышеуказанные решения об уменьшении уставного капитала или ликвидации общества.

Осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Введен запрет в период по 31 декабря 2024 года на проведение плановых проверок в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (ст. 26.4 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее – Закон № 294-ФЗ).

Продлено до 31 декабря 2022 года действие запрета на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ст. 26.2 Закона № 294-ФЗ).

Указанный запрет не распространяется:

– на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

– на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944;

– на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности, либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;

– на плановые проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

– на плановые проверки, проводимые в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии, пробирного надзора.

Госзакупки

Правительство РФ наделяется правом принятия решения об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий в случае электронного запроса котировок (ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее – Закон № 44-ФЗ).

До принятия указанного решения в общем случае заказчик вправе проводить электронный запрос котировок на условиях, которые определяются п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ:

– при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей,

годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.

Кроме того, Правительство РФ наделили правом устанавливать случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Скорректированы условия осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов государственной или муниципальной медицинской организацией, закупки технических средств реабилитации и услуг ФСС РФ (п. 5.1 и 5.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Установлена возможность изменения существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года по соглашению сторон, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (ч. 65.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).

В период до 31 декабря 2022 года включительно Правительство РФ в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

Градостроительная деятельность

До 1 января 2023 года в целях оказания поддержки членам саморегулируемых организаций допускается предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций.

Предельные размеры таких займов для одного члена саморегулируемой организации, предельные значения процентов за пользование такими займами, предельный срок и цели их предоставления, требования к членам саморегулируемых организаций, которым могут быть предоставлены такие займы, и порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, будет определен Правительством РФ.

Объем займов, предоставленных саморегулируемой организацией, не может превышать 50 процентов от общего объема средств ее компенсационного фонда (ч. 17 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Ранее аналогичная поддержка членов саморегулируемых организаций путем предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда была запланирована до 1 января 2022 года.

Пенсионное обеспечение

Правительство РФ наделили полномочиями по принятию решений:

– об установлении размера социальной доплаты к пенсии, превышающего установленный Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Закон № 178-ФЗ) размер социальной доплаты к пенсии (п. 17 ст. 12.1 Закона № 178-ФЗ);

– о дополнительной индексации пенсий в течение календарного года, при этом коэффициент дополнительной индексации пенсий также определяется Правительством РФ (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»);

– о дополнительном увеличении стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем финансовом году, при этом коэффициент дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента определяется также Правительством РФ (ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее – Закон № 400-ФЗ);

– об индексации (о дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствующем финансовом году. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется также Правительством РФ (ст. 16 Закона № 400-ФЗ).

Здравоохранение

Правительство РФ наделили полномочиями принятия решений об установлении ограничений на вывоз из РФ медицинских изделий, ранее ввезенных в РФ с территорий иностранных государств, принявших решение о введении в отношении РФ ограничительных мер экономического характера (ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В целях стимулирования создания и развития на территории РФ производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов, Правительство РФ вправе принять решение об установлении особенностей лицензирования фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств, деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий.

Образование

В 2022 году Правительство РФ наделяется полномочиями принятия решений, предусматривающих для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств, особенности приема на обучение по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, образовательным программам дошкольного образования, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), проведения государственной итоговой аттестации, а также признания в РФ образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве.

Распечатать статью