Налоговые проверки после закрытия ИП

Вопрос:

ИП закрылся в конце августа 2020 г. ИФНС провело камеральную проверку декларации 3-НДФЛ и выявила ошибки. Суть ошибки сводится к тому, что ИП неправомерно применял ЕНВД в отношении части доходов за 2019 г.

ИФНС  требует сдать уточненную декларацию с отражением этой части дохода с начислением и уплатой НДФЛ 13%.

ИП согласен откорректировать доходы и уплатить налоги и пени, но возникает следующий вопрос: может ли ИФНС после окончания проверки по корректировочной 3-НДФЛ, начать новую камеральную проверку по НДС? Или они должны проверять все налоги, взносы в рамках одной камеральной проверки? Не получится так, что после представления корректирующей 3-НДФЛ с доходом от предпринимательской деятельности, ИФНС пришлет акт с доначислениями НДС?

Ответ:

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

По общему правилу при подаче налогоплательщиком в налоговые органы декларации (расчета) проводится камеральная проверка (п. п. 1, 2 ст. 88 НК РФ).

 

Камеральная проверка проводится по тому налогу, по которому отчиталась организация или ИП, и охватывает налоговый или отчетный период, указанный в отчетности.

Таким образом, камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующей отчетности (декларации).

Уточненные декларации (расчеты) также подвергаются проверке (п. 2 ст. 88 НК РФ). Заявленные в них показатели налоговый орган может проверить в полном объеме, включая те, которые налогоплательщик не корректировал (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N А56-11954/2010, ФАС Дальневосточного округа от 22.06.2011 N Ф03-2599/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.08.2011 N ВАС-11050/11)).

При подаче уточненной декларации, как и в случае с первоначальной отчетностью, проверяются только те налог и период, по которым она представлена.

Если ИФНС по итогам камеральной проверки приняли решение о доначислении налога, пеней и (или) привлечении к ответственности в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации (расчете), такое решение можно оспорить в суде (Постановления ФАС Уральского округа от 26.08.2010 N Ф09-6826/10-С2, от 21.10.2008 N Ф09-7599/08-С2, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2007 N А58-6343/06-Ф02-5686/07, ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2007 N А56-16972/2006).

 

Помимо камеральных налоговых проверок согласно официальной позиции, выраженной Минфином России (Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-02-08/99520), налоговые органы вправе проводить выездные проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности.

Так, порядок проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков предусмотрен положениями ст. 89 НК РФ. При этом п. 4 указанной статьи установлено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено ст. 89 НК РФ.

Данные положения НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.01.2007 N 95-О-О указал, что налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов.

Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора, которая прекращается по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 44 НК РФ, а именно – в связи с ликвидацией организации, а в случае с физлицом — со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим. При этом суд не принимает доводы налогоплательщика о том, что предприниматели поставлены в неравное положение с организациями, поскольку проверка их предпринимательской деятельности допускается, даже если на момент проверки они прекратили свою деятельность и утратили статус индивидуальных предпринимателей, тогда как организации могут быть проверены только в период, предшествующий их ликвидации (реорганизации).

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Таким образом, в вашем случае, налог НДС индивидуальному предпринимателю могут доначислить только в рамках выездной налоговой проверки.

Распечатать статью