Важные поправки в административном законодательстве

Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:

скорректирован перечень субъектов, которым штраф за административное правонарушение может быть заменен на предупреждение,

скорректированы отдельные нормы, регулирующие отношения в рамках государственного контроля (надзора).

В № 16 «АБ-Экспресс» за 2022 год был опубликован комментарий к Федеральному закону от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), касающиеся смягчения ответственности за административные правонарушения для организаций, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц.

Одним из новшеств в сфере административной ответственности стала норма, согласно которой в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то при определенных условиях наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Норма о замене наказания в виде штрафа на предупреждение распространялась на некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также их работников) при соблюдении условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ.

С 25 июля 2022 года указанная норма распространяется на все хозяйствующие субъекты без ограничения, то есть при определенных условиях штраф может быть заменен на предупреждение в том числе крупным субъектам предпринимательства.

Следующая поправка касается расширения перечня административных правонарушений, когда норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не применяется.

К числу таких правонарушений с 25 июля 2022 года относится:

неправомерное использование инсайдерской информации (ст. 15.21. КоАП РФ).

Под инсайдерской информацией понимаются сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну, распространение которых может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты, товаров;

совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 15.27.3 КоАП РФ);

манипулирование рынком (ст. 15.30 КоАП РФ).

К манипулированию рынком относятся, например, следующие действия:

– умышленное распространение через средства массовой информации, интернет заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

– совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром по предварительному соглашению между участниками торгов, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня, который сформировался бы без таких операций.

Полный перечень административных правонарушений, когда норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не применяется можно посмотреть в № 16 «АБ-Экспресс» за 2022 год (публикация «Когда организация или ее должностные лица могут избежать административной ответственности»).

С 25 июля 2022 года введен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении контрольной (надзорной) проверки и возбудившим дело об административном правонарушении в ходе проведения указанной контрольной (надзорной) проверки (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).

Исключение из этой нормы – когда административное наказание назначается без составления протокола.

Административное наказание назначается без составления протокола, например, в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения, фиксация которого произведена с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае выносится постановление по делу об административном правонарушении и вручается правонарушителю.

С 25 июля 2022 года увеличена отсрочка исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права, принудительного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства или в виде административного штрафа с 1 месяца до 6 месяцев (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ).

Отсрочка возможна при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания невозможно в установленные сроки.

Следует отметить, что КоАП РФ не содержит перечня оснований для отсрочки.

Однако, исходя из высшей судебной практики (в частности, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства») вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

С 25 июля 2022 года при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления контроля (надзора) не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере 1/2 суммы наложенного административного штрафа (ч. 1.3-3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Указанное правило не распространяется на следующие виды правонарушений, выявленные в ходе осуществления контроля (надзора):

в области связи и информации (ст. 13.15 КоАП РФ, ст. 13.37 КоАП РФ),

в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст. 14.31 КоАП РФ, ст. 14.31.2 КоАП РФ, ст. 14.32 КоАП РФ, ст. 14.33 КоАП РФ, ст. 14.56 КоАП РФ),

в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП РФ, 15.30 КоАП РФ),

против порядка управления (ст. 19.3 КоАП РФ, ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.5.1 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7.5-2 КоАП РФ, ст. 19.8 КоАП РФ, ст. 19.8.1 КоАП РФ, ст. 19.8.2 КоАП РФ, ст. 19.23 КоАП РФ, ч. 2 и 3 ст. 19.27 КоАП РФ, ст. 19.28 КоАП РФ, ст. 19.29 КоАП РФ, ст. 19.30 КоАП РФ, ст. 19.34 КоАП РФ),

посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).

Распечатать статью