Учетная политика коммерческой организации: важные моменты

Учетная политика является внутренним документом организации и устанавливает правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета.

Правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики коммерческими организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

способы оценки активов и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями;

другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Образец Приказа об утверждении учетной политики организации

ПРИКАЗ № 1 об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета

ООО фирма «Малина»

31.12.2022

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику ООО фирма «Малина» для целей бухгалтерского учета согласно приложению № 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить рабочий план счетов ООО фирма «Малина» согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

3. Утвердить формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

4. Утвердить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации согласно приложению № 4 к настоящему приказу.

5. Утвердить правила документооборота согласно приложению № 5 к настоящему приказу.

Директор ООО фирма «Малина» Васильев А.Ж.

Рабочий план счетов

Основой рабочего плана счетов коммерческой организации является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (далее – План счетов бухгалтерского учета).

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Примеры синтетических счетов бухгалтерского учета: счет 01 «Основные средства», счёт 02 «Амортизация», счет 10 «Материалы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 51 «Расчетные счета», счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет 90.1 «Выручка».

Для детализации, конкретизации синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей и, где это требуется, с оценкой информации в натуральном, трудовом и денежном выражении открываются аналитические счета бухгалтерского учета. Информация о них также раскрывается в Плане счетов бухгалтерского учета.

Так, аналитический учет по счету 01 «Основные средства» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о наличии и движении основных средств, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (по видам, местам нахождения и т.д.).

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется также по отдельным инвентарным объектам основных средств.

Аналитический учет по счету 26 «Общехозяйственные расходы» ведется по каждой статье затрат или смет, месту возникновения затрат и др.

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по: авансам выданным; поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

Формы первичных учетных документов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности или движение денежных средств.

Сочетание «сделка, событие, операция» введено для того, чтобы включить все возможные действия в жизни организации, которые способны оказать влияние на финансовое положение организации, финансовый результат ее деятельности или движение денежных средств.

Сделка определяется как действие одной и более стороны, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей: поставка товаров, оказание транспортно-экспедиционных услуг, займы, кредиты и прочее.

К примеру, в рамках заключенного договора поставки поставщик отгрузил покупателю товар, ранее за указанные товары от покупателя получена частичная оплата.

Событие это то, что происходит не по воле определенной стороны: стихийные бедствия, эпидемия, пожар и прочее. К примеру, в результате пожара, зафиксированного соответствующими органами, часть товара получила повреждения, произведена уценка товара.

Операция это действие или их совокупность для достижения какой-либо цели. К примеру, выплата заработной платы из кассы приведет к следующим операциям в бухгалтерском учете: уменьшению кредиторской задолженности по заработной плате с одновременным уменьшением остатка денежных средств в кассе.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

П. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определено, что первичный документ должен содержать 7 обязательных реквизитов:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление;

7) подписи вышеуказанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Организация может воспользоваться первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Их применение более привычно для хозяйствующих субъектов. Кроме того, самостоятельная разработка форм документов, отличных от унифицированных, требует времени, специальных знаний и дополнительных затрат на настройку программного обеспечения под новые формы, а применение таких форм может вызвать затруднения в работе как внутри организации, так и с контрагентами.

Унифицированные формы документов по учету труда и его оплаты содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 (приказ о приеме работника на работу, личная карточка работника, приказ о переводе на другую работу, штатное расписание, график отпусков, командировочное удостоверение, табель учета рабочего времени, расчетная и платежная ведомость, записка-расчет о предоставлении отпуска и прочие).

Унифицированные формы документов по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 (акт приемки выполненных работ по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66 (акт о приеме-передаче ТМЦ на хранение по форме МХ-1, накладная на передачу готовой продукции по форме МХ-18 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету торговых операций содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке ТМЦ по форме ТОРГ-2, товарная накладная по форме ТОРГ-12 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету операций в общественном питании содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (калькуляционная карточка по форме ОП-1, план-меню по форме ОП-2, акт о бое, ломе и утрате посуды и приборов и прочие).

Унифицированные формы документов по учету кассовых операций содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (приходный кассовый ордер формы КО-1, расходный кассовый ордер формы КО-2, кассовая книга формы КО-4 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету результатов инвентаризации содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (акт инвентаризации наличных денежных средств в кассе формы ИНВ-15, инвентаризационная опись основных средств формы ИНВ-1, инвентаризационная опись ТМЦ формы ИНВ-3, акт инвентаризации расходов будущих периодов формы ИНВ-11, инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности формы ИНВ-16, акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами формы ИНВ-17 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (путевой лист строительной машины формы ЭСМ-2, путевой лист легкого автомобиля, товарно-транспортная накладная формы 1-Т и прочие).

Унифицированные формы документов по учету основных средств содержатся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (акт о приеме-передаче объекта основных средств формы ОС-1, акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств формы ОС-3, акт о списании объектов основных средств формы ОС-4, инвентарная карточка учета объектов основных средств формы ОС-6 и прочие).

Унифицированные формы документов по учету материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а (доверенность формы М-2, приходный ордер формы М-4, требование-накладная формы М-11, накладная на отпуск материалов на сторону формы М-15 и прочие).

Уместно отметить, что до 1 января 2013 года указанные унифицированные формы первичной учетной документации применяли в обязательном порядке все хозяйствующие субъекты всех форм собственности, осуществляющие деятельность в отраслях экономики.

С 1 января 2013 г. применение указанных унифицированных форм первичной учетной документации перестало быть обязательным.

Однако, для оформления отдельных операций по-прежнему действует требование об обязательности применения унифицированных форм первичной учетной документации.

К примеру, к таким формам документов относятся:

формы документов по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, содержащиеся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 (журнал кассира-операциониста формы КМ-4, акт о проверке наличных денежных средств в кассе формы КМ-9 и прочие);

формы документов, поименованные в Указании Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (приходный кассовый ордер формы КО-1, расходный кассовый ордер формы КО-2, кассовая книга формы КО-4 и прочие).

Регистры бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета – это таблицы специальной формы, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Перечень обязательных реквизитов регистра бухгалтерского учета установлен ч. 4 ст. 10 федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Примерами бухгалтерских регистров являются: оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета, карточка счета, главная книга и прочие.

Пример регистра бухгалтерского учета

В следующем номере разберем возможные способы оценки активов и обязательств, порядок проведения инвентаризации, правила документооборота.

Распечатать статью