Как провести инвентаризацию расчетов с бюджетом

Инвентаризацию расчетов с бюджетом проводят путем проверки документов, подтверждающих обоснованность сумм задолженности и правильность их отражения в учете.

Необходимо придерживаться общих для инвентаризации расчетов правил с учетом следующих особенностей.

Какие документы необходимы для инвентаризации расчетов

Для проверки правильности и обоснованности сумм задолженности следует запросить:

в Социальном фонде России справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (в части взносов «на травматизм»),

в налоговой инспекции справку о наличии по состоянию на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо единого налогового счета (ЕНС) налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (ЕНП), справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов или акт сверки.

В таблице представлены виды документов и информация, которая в них отражается, сроки выдачи этих документов.

Документ

Что отражается

Цель получения

Срок выдачи со дня поступления запроса

Справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа (ЕНП) (КНД 1120502) – Остаток на ЕНС на начало периода.

– Поступления и списания (с указанием даты, суммы, КБК, КПП, ОКТМО, срока уплаты).

– Конечное сальдо ЕНС

Убедиться, что средства верно разнесены по обязательствам и ваш учет сходится с данными налоговой инспекции 5 рабочих дней (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ)
Справка о сальдо ЕНС (КНД 1160082) – Остаток на ЕНС. Если сальдо отрицательное, также увидите расшифровку по задолженности, пеням, процентам и штрафам Узнать, есть ли у налогоплательщика задолженность перед налоговой инспекцией.

И если есть, то по каким платежам она сформировалась

5 рабочих дней (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ)
Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП (КНД 1160070) – Сумма начисленного налога, пеней, штрафов и процентов.

– Поступление на ЕНС и распределение в уплату налога.

– Сумма задолженности и переплаты

Для детальной сверки с ФНС. Акт можно запрашивать по всем КБК или по нескольким. Акт формируется по каждому налогу (страховым взносам) 3 рабочих дня – если заявление о представлении документа подавали в электронной форме.

5 рабочих дней – если на бумаге (письмо ФНС от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@)

Обратите внимание, что с 2023 года отменены следующие формы, ранее использовавшиеся для сверки с бюджетом:

  • выписка операций по расчетам с бюджетом (КНД 1166107),
  • справка о состоянии расчетов (КНД 1160080).

Акт совместной сверки расчетов по налогам переименован в акт сверки принадлежности сумм денежных средств, кроме того, упрощена структура этого документа.

Как получить справки или акт сверки

Запросить сверку можно:

  • лично или через представителя по доверенности непосредственно в налоговой или в МФЦ, если у него есть полномочия принимать подобные запросы,
  • через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС,
  • по ТКС,
  • по «Почте России» с уведомлением о вручении и описью вложения.

Порядок проведения сверки расчетов

Считая сроки выдачи справок и актов сверки, следует учитывать, что 28 числа каждого месяца ФНС проводит работы по актуализации ЕНС.

На эту дату блокируется формирование справок и актов сверки. Если 28 число выпадает на нерабочий день, блокировка переносится на следующий рабочий день.

В личных кабинетах на сайте ФНС по состоянию на 28 число отображаются данные на 27 число. Инспекторы возобновляют формирование справок и актов сверки автоматически с 29 числа или в ближайший рабочий день, если 29 число выпадает на выходной (письмо ФНС России от 28.04.2023 № АБ‑4‑19/5479).

Что делать, если не согласны с данными налоговой

При наличии разногласий (расхождений) с данными полученных справок необходимо запросить акт сверки, чтобы разобраться подробно.

Если не согласны с данными акта сверки, представьте в инспекцию свой вариант акта с правильными показателями. Укажите свои суммы в графе 3 разделов I и II акта только по тем строкам, где указаны неверные данные со стороны налоговой.

Раздел I акта сверки предназначен для сумм, перечисленных и признаваемых в качестве ЕНП, раздел II – для сумм, которые перечислены не в качестве ЕНП.

Чтобы налоговая быстрее разобралась в ситуации, можно приложить:

  • обращение в свободной форме с соответствующими пояснениями,
  • подтверждающие документы. Например, платежный документ, если не учтен авансовый налоговый платеж, или доказательство сдачи уточненной декларации.

Дополнительные процедуры для сверки с бюджетом

Дополнительно при сверке с бюджетом нужно ориентироваться на сведения из книг покупок и книг продаж за последний налоговый период.

При выявлении расхождений между данными бухгалтерского учета и сведениями из книг покупок и книг продаж следует исправить ошибки – это позволит добиться тождественности расчетов с бюджетом.

Далее необходимо убедиться, что суммы начисленных налогов и страховых взносов в бухгалтерском учете соответствуют данным представленных в ФНС налоговых деклараций и расчетов.

Если налоги (взносы) организация платила с опозданием, то нужно проверить, не забыли ли вы отразить в учете начисление пеней.

Если организацию привлекали к ответственности в виде штрафа, и она не собирается его оспаривать, то нужно убедиться, что сумма неуплаченного штрафа отражена по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом».

В целях выявления задолженности, нереальной ко взысканию, которую следует списать, необходимо проанализировать:

  • для дебиторской задолженности – наличие возможностей возврата или зачета переплаты через налоговую инспекцию, территориальный орган Социального фонда России или через суд;
  • для кредиторской задолженности – наличие специальных оснований для признания ее безнадежной.

Инвентаризацию расчетов с бюджетом рекомендуем проводить одновременно:

  • с проверкой остатков по счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,
  • с инвентаризацией отложенных налоговых активов и обязательств,
  • с проверкой данных по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части сумм НДС, исчисленного с поступивших и уплаченных авансов.

Как провести инвентаризацию счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

Для проверки остатка по счету 19 необходимо выполнить следующие действия:

1) определить суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, которые не могут быть предъявлены к вычету на дату проведения инвентаризации, например:

  • суммы «входного» НДС, по которым пока не получены документы, необходимые для вычета;
  • суммы «входного» НДС, относящегося к экспорту сырьевых товаров;

2) установить продолжающие необоснованно числиться на счете 19 суммы НДС, которые надо списать. Это могут быть:

  • суммы НДС, которые нужно включить в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг;
  • суммы НДС за прошлые периоды, которые уже нельзя заявить к вычету.

Какими документами оформить результаты инвентаризации расчетов с бюджетом

Результаты инвентаризации можно оформить актом по унифицированной форме № ИНВ-17 или по самостоятельно разработанной форме.

Суммы задолженностей и переплат указываются в акте инвентаризации отдельно по каждому виду платежей в бюджет. Если налоги уплачиваются в разные бюджеты, то в акт инвентаризации следует занести данные отдельно по каждому бюджету.

Распечатать статью