Восстановление налоговыми органами первичных деклараций

Статья в бюллетене: Бюллетень № 5 (33) – Май 2023 , опубликовано 31.08.2023

Публикуем наиболее интересные, с нашей точки зрения, дела, связанные с практикой применения налогового законодательства.

Суть дела. Общество обратилось в налоговый орган с заявлением об исключении из обработки уточненных налоговых деклараций, представленных в налоговый орган неуполномоченным и не имеющим отношения к обществу лицом, и восстановлении результатов представленных налоговых деклараций за указанные периоды непосредственно обществом[1].

Решения Арбитражных судов. Арбитражные суды удовлетворили частично заявленные требования, установив отсутствие у лица полномочий на представление интересов общества в налоговых органах на момент подачи спорных уточненных деклараций в электронном виде (по причине отсутствия в налоговом органе надлежащего доказательства полномочий лица в виде оригинала доверенности), в связи с чем признали незаконными действия налогового органа по принятию уточненных деклараций.

В остальной части заявленные обществом требования были оставлены судами трех инстанций без удовлетворения, поскольку действующим налоговым законодательством и Административным регламентом налоговым органам не  предоставлено право аннулировать принятые налоговые декларации.

Судами было отмечено, что устранение последствий нарушенного права в такой ситуации возможно только путем подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах.

Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов по такой уточненной декларации.

Решение Верховного Суда РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований общества и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.

Отрицание возможности исключения из обработки налоговых деклараций организаций-налогоплательщиков, поданных помимо воли самих налогоплательщиков неуполномоченными лицами, то есть, по сути, отрицание возможности исключения из обработки ничтожных документов, не создающих каких-либо правовых оснований, по причине отсутствия законодательного регулирования данного процесса, входит в противоречие с основными задачами и целями функционирования правового государства, где главной задачей налоговых органов является осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов с соблюдением законных интересов и прав налогоплательщиков.

Судами трех инстанций в споре было установлено, что налоговые декларации были поданы не самим налогоплательщиком, а иным лицом, и, по существу, было признано налоговым органом.

Ссылки на отсутствие у налогового органа технической возможности, равно как и установленного регламента по удалению из системы недостоверных сведений не могли служить основанием для отказа налогоплательщику в восстановлении его нарушенных прав в сфере публичных налоговых правоотношений путем восстановления результатов первичных налоговых деклараций.

Данные выводы содержатся в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.08.2022 № 306-ЭС22-7274 по делу № А55-15930/2020.

[1] Письмо ФНС России от 30.12.2022 № БВ-4-7/17924@

 

Распечатать статью