Налогообложении земельных участков, предназначенных для ИЖС
ФНС России письмом от 31.03.2023 № БС-4-21/3826@ довела до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков порядок налогообложения принадлежащих коммерческим организациям земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства с учетом Определения Верховного Суда РФ от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530.
Суть дела. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, основным видом деятельности которого является «Подготовка строительной площадки» (код ОКВЭД 43.12).
В 2020 году налогоплательщик владел на праве собственности земельными участками, из которых ряд земельных участков имели вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Один из земельных участков был размежеван на 291 земельный участок, часть вновь образованных участков реализована в пользу физических лиц по договорам купли-продажи.
Общество применило налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год.
Налоговая инспекция, производя расчет земельного налога за 2020 год, исходила из того, что общество является юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность.
С точки зрения налоговой инспекции общество не вправе применять пониженную ставку земельного налога 0,3 процента, предусмотренную абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) для земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и обязано уплачивать земельный налог по ставке 1,5 процента, поскольку осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков).
Решения судов первой и апелляционной инстанций. Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с выводами налоговой инспекции о наличии оснований для перерасчета земельного налога, основывались на том, что спорные земельные участки не использовались по назначению (для жилищного строительства), не предназначались для удовлетворения личных (бытовых) нужд граждан, но были предназначены для получения прибыли от их продажи.
Решение кассационной инстанции. Арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и удовлетворяя требования общества, констатировал, что в НК РФ не содержится нормы, в силу которой сама по себе принадлежность земельного участка коммерческой организации, приобретенного для индивидуального жилищного строительства, означает его использование в предпринимательской деятельности.
Определяющим для применения ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, п. 15 ст. 396 НК РФ[1] установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Решение Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ решение кассационной инстанции отменил, решения судов первой и апелляционной инстанций оставил без изменения, указав при этом следующее.
Правила взимания земельного налога установлены главой 31 НК РФ, и по общему правилу не связывают величину налога с результатами экономической деятельности лица, использующего землю.
В ст. 394 НК РФ указано, что налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в частности, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Устанавливая пониженную налоговую ставку в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, законодатель исходил из необходимости поощрения возведения жилья путем создания более выгодных финансовых условий ведения строительства.
Соответственно, по общему правилу определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3 процента является вид разрешенного использования земельного участка для жилищного строительства и соответствующее назначение возводимых на нем объектов. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.
Однако, подп. а п. 75 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесены изменений в НК РФ, согласно которым пониженные ставки по земельному налогу по указанному основанию не распространяются на земельные участки, приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства, используемые в предпринимательской деятельности.
Данное регулирование применяется с 01.01.2020.
Таким образом, начиная с 2020 года в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для возведения объектов индивидуального жилищного строительства, воля законодателя направлена на предоставление государственной поддержки непосредственно гражданам, которым приобретенные (предоставленные) для индивидуального жилищного строительства земельные участки принадлежат на соответствующем праве, осуществляющим строительство для удовлетворения собственных нужд, связанных с проживанием.
Коммерческие организации исключены из числа субъектов, которые вправе применять пониженную ставку налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, даже в случаях, когда они осуществляют возведение объектов индивидуального жилищного строительства на принадлежащих им участках для реализации в последствии построенных объектов гражданам.
Из приведенной логики законодательного регулирования вытекает, что налогоплательщики — коммерческие организации тем более не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п.
При таких обстоятельствах общество, являющееся коммерческой организацией, не было вправе применять налоговую ставку 0,3 процента при исчислении земельного налога за 2020 год, а произведенный налоговым органом расчет налога по ставке 1,5 процента является правомерным.
[1] П. 15 ст. 396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 в течение трех лет начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!