ОС приобретено в кредит. Как отразить в учете?

Организация приобрела легковой автомобиль в кредит, срок кредитного договора – 3 года.

Как правильно отразить приобретение автомобиля в бухгалтерском учете, если кредит перед банком еще не погашен?

На вопрос отвечают специалисты ООО «ИнтеркомАудит Екатеринбург».

Срок действия кредитного договора превышает 12 месяцев, поэтому для отражения в бухгалтерском учете информации о сумме полученного кредита, а также о сумме причитающихся к уплате по нему процентов используется счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

При получении кредита в учете производится запись:

  • дебет счета 51 «Расчетные счета» и кредит счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В данном случае приобретенный объект основных средств не является инвестиционным активом (он не требует монтажа и длительной подготовки к использованию).

Следовательно, начисленные по кредиту проценты включаются в состав прочих расходов.

Эти расходы признаются в бухгалтерском учете ежемесячно в последний день месяца и на дату возврата кредита.

Суммы процентов должны учитываться на счете 67 обособленно от суммы кредита (п. 4 ПБУ 15/2008), для чего организация может открыть к данному счету отдельный аналитический счет, например «Расчеты по процентам по кредиту».

Начисление процентов отражается записью:

  • дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредит счета 67, аналитический счет «Расчеты по процентам по кредиту».

Приобретенный автомобиль принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью признается общая сумма связанных с этим объектом капвложений, осуществленных до его признания в бухучете (п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства»).

Капвложения признаются в сумме фактических затрат организации, произведенных при приобретении объекта основного средства.

В вашем случае это сумма, уплачиваемая продавцу в соответствии с договором.

Указанные затраты отражаются в бухгалтерском учете:

  • по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»[1].
  • по дебету счета 19 субсчет 19.01 «НДС по приобретенным основным средствам», в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Принятие к учету основного средства отражается записью:

  • по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08, субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств».

Принятие к вычету НДС:

  • по дебету счета 68, субсчет 68.02 «НДС», в корреспонденции со счетом 19 субсчет 19.01 «НДС по приобретенным основным средствам».

Стоимость основного средства погашается путем начисления амортизации.

Она начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухучету (п. 27, подп. а п. 33 ФСБУ 6/2020).

При линейном способе подлежащая амортизации стоимость объекта ОС погашается равномерно в течение всего срока полезного использования.

При этом сумма амортизации за отчетный период определяется как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью объекта ОС к оставшемуся сроку его полезного использования (п. 35 ФСБУ 6/2020).

Таким образом, способ учета объекта основного средства неизменен и не зависит от источника его оплаты – собственные средства или кредитные средства.

[1] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Распечатать статью