Нюансы привлечения к ответственности за нарушения в сфере валютного законодательства

В 2022 году в связи с международной обстановкой и санкционным давлением законодатели приняли масштабные поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), касаемые порядка привлечения организаций и их должностных лиц к административной ответственности[1].

В частности, указанными поправками были определены условия, при которых организации и их должностные лица могут избежать ответственность за совершение отдельных административных правонарушений.

Установлены случаи, когда административный штраф может быть заменен предупреждением.

Введены положения, которые устанавливают особенности назначения административного штрафа СОНКО и субъектам МСП.

Определен порядок привлечения к ответственности за совершение нескольких административных правонарушений.

Подробно о поправках можно прочитать в № 16 и в № 39 «АБ-Экспресс» за 2022 год.

Налоговые инспекторы при привлечении организаций и их должностных лиц к ответственности за нарушения, предусмотренные КоАП РФ, зачастую не учитывают указанные новшества.

Для выработки единообразной практики ФНС России в письме от 14.07.2023 № Д-5-17/39@ выпустила рекомендации как применять указанные изменения при работе с нарушителями в сфере валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ).

Основания привлечения к ответственности за одно нарушение как юридического лица, так и его должностного лица

По общему правилу юридическое лицо не подлежит административной ответственности за нарушение валютного законодательства в случае привлечения к административной ответственности за данное нарушение его должностного лица.

При этом таким юридическим лицом должны быть приняты все меры для соблюдения правил и норм валютного законодательства (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).

Доказательствами о принятии мер (в зависимости от вида правонарушения) могут выступать, например:

– документы, подтверждающие проведение плановых и внеплановых инструктажей;

– должностные инструкции, фиксирующие определенные трудовые обязанности;

– документы, оформляющие проведение служебных расследований, подтверждающие привлечение виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности;

– направленные письменные требования, претензии и т.д.[2]

Таким образом, налоговому органу в ходе мероприятий валютного контроля следует установить:

1) какие меры по соблюдению требований валютного законодательства были приняты юридическим лицом и являются ли они исчерпывающими,

2) привлечено ли к административной ответственности виновное должностное лицо юридического лица за данное нарушение.

В случае если будет установлено, что юридическим лицом приняты недостаточные меры по соблюдению требований валютного законодательства, за совершенное нарушение к административной ответственности может быть привлечено как виновное юридическое лицо, так и его виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Порядок назначения одного наказания за совершение нескольких правонарушений

По общему правилу при назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, выявленных в ходе одной проверки соблюдения валютного законодательства, назначается одно наказание (ч. 5 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ).

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена одной частью статьи 15.25 КоАП РФ

Если в ходе проверки выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена одной частью ст. 15.25 КоАП РФ, административное наказание назначается как за совершение одного правонарушения (ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ).

При этом административный штраф, установленный в размере, исчисляемом в процентном отношении к сумме совершенного нарушения (ч. 1, 1.1, 4, 4.3, 5 и 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ), определяется в процентном отношении от общей суммы всех совершенных нарушений, квалифицируемых по одной части ст. 15.25 КоАП РФ.

Пример. Если в ходе проверки соблюдения валютного законодательства были установлены факты выплаты юридическим лицом заработной платы нерезиденту в наличной форме:

  • 05.08.2021 – в сумме 40 тыс. руб.,
  • 03.09.2021 – в сумме 40 тыс. руб.
  • и 05.10.2021 – в сумме 41 тыс. руб.,

то общая сумма совершенных нарушений составит 121 тыс. руб. и юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Следовательно, размер административного штрафа составит от 20 до 40% от суммы 121 тыс. руб.

Вместе с тем административные штрафы, установленные в фиксированном размере (ч. 2, 2.1, 6, 6.1–6.3, 6.3-1, 6.4 и 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ), суммированию не подлежат.

В этом случае административный штраф за нарушения, предусмотренные одной частью ст. 15.25 КоАП РФ, назначается однократно вне зависимости от количества нарушений.

Пример. В ходе проверки соблюдения валютного законодательства было установлено, что юридическое лицо не вовремя уведомило налоговый орган об открытии двух своих зарубежных счетов, открытых 06.10.2021 и 01.12.2021. В этом случае юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением одного штрафа в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена разными частями статьи 15.25 КоАП РФ

Если выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена несколькими частями ст. 15.25 КоАП РФ, совершившему их лицу назначается одно, более строгое административное наказание.

Пример. В ходе проверки соблюдения валютного законодательства было установлено несколько правонарушений:

Были установлены факты выплаты юридическим лицом заработной платы нерезиденту в наличной форме (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • 03.09.2021 – в сумме 40 тыс. руб.,
  • 05.10.2021 – в сумме 40 тыс. руб.
  • и 05.11.2021 – в сумме 41 тыс. руб.

Штраф за которые должен составить от 20 до 40% от суммы 121 тыс. руб.

Был также установлен факт нарушения срока уведомления налоговых органов об открытии зарубежного счета, штраф за который должен составить от 50 до 100 тыс. руб., и представления по нему отчета на 15 дней, штраф за который должен составить от 20 до 30 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ).

В этом случае юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, так как она предусматривает более строгое наказание.

Порядок замены наказания в виде штрафа на предупреждение

Штраф подлежит замене на предупреждение при одновременном соблюдении следующих условий (ст. 4.1.1 КоАП РФ):

При замене штрафа предупреждением по вышеуказанным составам, понятие «впервые» совершенного правонарушения необходимо рассматривать с учетом позиции Верховного Суда РФ[3].

Согласно указанной позиции, учитываются любые ранее совершенные лицом иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

Таким образом, если лицо ранее уже привлекалось к ответственности за какое-либо совершенное им административное правонарушение, то административное наказание в виде штрафа на предупреждение не заменяется.

Порядок назначения наказания в отношении СОНКО и субъектов МСП

Административный штраф в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) и юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (далее — субъекты МСП), за нарушения, предусмотренные ч. 2, 2.1, 6–6.5 ст. 15.25 КоАП РФ, назначается в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц (ч. 2 и 3 ст. 4.1.2 КоАП РФ).

Штраф не подлежит снижению, если СОНКО или субъекты МСП совершили административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 1.1, 4, 4.1, 4.3, 5, 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ (ч. 4 ст. 4.1.2 КоАП РФ с учетом примечания к ст. 2.4 КоАП РФ).

Порядок участия должностных лиц налогового органа в рассмотрении административных дел

Если должностное лицо непосредственно участвовало в проведении проверки соблюдения валютного законодательства и возбудило дело об административном правонарушении на основании выявленных по ее результатам признаков, то оно не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ).

[1] Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Федеральный закон от 14.07.2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

[2] Добавлено Редакцией «АБ-Экспресс».

[3] П. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2018 год), Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.09.2018.

Распечатать статью