Что делать, если банк заблокировал счет

Статья в бюллетене: Бюллетень № 12 (40) – Декабрь 2023 , опубликовано 11.01.2024

Банк России разработал методичку для предпринимателей о причинах блокировки счетов и способов их разблокировки[1].

Для того, чтобы выяснить причину, по которой предпринимателю ограничили проведение операций по счетам или не исполнили платежное поручение, необходимо обратиться в обслуживающий банк.

На сегодня одна из главных причин блокировки счета — клиент отнесен к высокой группе риска совершения подозрительных операций.

Что такое подозрительные операции

Подозрительные операции — операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Для проверки операций на предмет подозрительности банк имеет право:

— запросить у клиента документы и информацию о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения хозяйственной деятельности и т.д;

— установить срок для представления запрашиваемых документов и информации;

— пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;

— выехать по месту ведения бизнеса клиента.

По итогам проверки банк либо проводит операцию, либо принимает решение о квалификации операции в качестве подозрительной и отказывает в проведении операции.

Как оспорить решение банка о присвоении операции статуса подозрительной

Если банк отказал в проведении операции, то он обязан предоставить клиенту информацию о причинах принятия решения об отказе.

После того, как клиент узнал о причинах отказа, ему нужно предоставить в банк документы, которые, по его мнению, свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа.

Если банк сообщил, что решение об отказе остается в силе, то можно обратиться в  межведомственную комиссию (МВК), созданную при Банке России.

Почему организация или ИП могут быть отнесены к высокой группе риска совершения подозрительных операций

Информацию об уровне риска совершения клиентами  подозрительных операций банки получают от Банка России через сервис «Знай своего клиента».

Банк России относит каждое юридическое лицо (каждого индивидуального предпринимателя) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций: низкой, средней, высокой степени (уровня) риска – к «зеленой», «желтой», «красной» группам соответственно.

Решение о том, к какой группе риска относится клиент, Банк России принимает на основании совокупности критериев, которые размещены на официальном сайте Банка России (решение Совета директоров Банка России от 24.06.2022).

Критерии основаны на информации о видах и характере деятельности клиентов, об операциях по их счетам в банках, их учредителях (участниках) и руководителях, аффилированности с иными юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), совершающими подозрительные операции, о количестве банковских счетов (вкладов, депозитов), а также на данных, поступающих от государственных органов.

Что может случиться, если организация или ИП отнесены к высокой группе риска совершения подозрительных операций

Если по оценке обслуживающего банка и Банка России у клиента высокая степень риска, то:

— банк не проводит операции по счету;

— при закрытии счета банк не выдает деньги/не перечисляет на другой счет;

— банк прекращает действие банковских карт и электронных кошельков;

— банк прекращает использование ДБО в целях личного участия клиента при  удостоверении и передаче в банк распоряжений на перевод денежных средств.

Обратите внимание, если в результате указанных действий банка клиент понес убытки, то банк не несет никакой гражданско-правовой ответственности.

Если клиент отнесен Банком России к группе с высокой степенью риска, то обслуживающий банк обязан сообщить ему об этом.

Какие платежи могут проводить высокорискованные клиенты

Организация или ИП, которые отнесены к высокой группе риска совершения подозрительных операций и к которым банк применил ограничительные меры, могут проводить следующие операции:

— уплату налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджет;

— оплату труда и другие выплаты в пользу работников в объеме, не превышающем объем выплат таким работникам за предыдущий месяц в том же банке;

— по обязательствам перед банком (в том числе иным банком) по кредитному договору;

— операции в целях обеспечения жизнедеятельности ИП и проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, в сумме до 30 тыс. рублей на каждого такого члена семьи;

— операции с денежными средствами клиента при проведении в отношении него процедур, применяемых в деле о банкротстве;

— операции с денежными средствами по исполнительным документам.

Для проведения некоторых указанных операций банк может запросить подтверждающие документы (например, копию судебного решения о назначении алиментов), а в случае возникновения подозрений, что операции совершаются в целях ОД/ФТ, вправе отказать в их проведении.

Какие налоговые нарушения могут быть основанием для блокировки счета

Другой причиной блокировки счета является совершение клиентом налоговых правонарушений.

В частности, банк откажет клиенту в проведении операций по счету, если налоговый орган направил в банк решение о блокировке счета в связи с тем, что:

  • клиент имеет задолженность по налогам и эта задолженность подлежит взысканию за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

2)  клиент не представил в налоговый орган налоговую декларацию, расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, расчет по страховым взносам по истечении установленного срока  представления;

3) клиент не исполнил обязанность по получению от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение установленного срока;

4)  клиент не исполнил обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган в течение установленного срока.

Что нужно сделать для разблокировки счета по решению налогового органа

Если клиент получил информацию, что налоговый орган приостановил операции по счетам в банках за непредставление налоговой отчетности, необходимо по телефону уточнить у сотрудников банка или налоговой инспекции, за непредставление какой декларации (расчета) приостановили операции по счету.

Также в этом случае рекомендуется следующее:

— если у налогоплательщика отсутствует обязанность представлять определенную декларацию (расчет), необходимо обратиться в налоговый орган по месту его учета;

— если декларация (расчет) не была направлена, то нужно в максимально короткий срок представить ее;

— если декларация (расчет) направлялась в электронном виде и есть квитанция о приеме, следует обратиться в налоговый орган по месту учета организации (ИП) с приложением копии квитанции;

— если декларация (расчет) направлялась в электронном виде, но не была принята и есть уведомление об отказе в приеме, необходимо устранить указанные в уведомлении ошибки и в кратчайший срок представить исправленную декларацию;

— если декларация (расчет) направлялась в электронном виде и есть только подтверждение даты отправки (отсутствует уведомление об отказе в приеме или квитанция о приеме), следует обратиться в налоговый орган по месту учета организации (ИП) с приложением копии подтверждения даты отправки;

— если декларация (расчет) представлялась лично в налоговый орган, следует обратиться в налоговый орган по месту учета организации (ИП) и представить ее копию с отметкой налогового органа о приеме;

— если декларация (расчет) направлялась по почте с описью вложения, нужно обратиться в налоговый орган по месту учета организации (ИП) и представить копию описи вложения с отметкой почтового отделения о дате приема отправления.

[1] Методические рекомендации для предпринимателя 3.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету» — размещены на  сайте Банка России https://cbr.ru/

Распечатать статью