Что необходимо знать о машиночитаемой доверенности
Машиночитаемая доверенность (МЧД) представляет собой электронный документ, который заменяет традиционную бумажную доверенность и устраняет необходимость в физическом контакте между сторонами.
В № 35 «АБ–Экспресс» за 2023 год мы уже знакомили читателей с основной информацией, которую необходимо знать при использовании МЧД.
В данной публикации представлены разъяснения налоговой службы о машиночитаемой доверенности.
Что такое машиночитаемая доверенность
Машиночитаемая доверенность – это электронная доверенность на подписание электронных документов или совершение действий.
Доверенность формируется в виде структурированного XML-файла, который может быть прочитан программой.
Машиночитаемая доверенность автоматизирует проверку переданных полномочий, если соблюдены следующие условия:
- полномочия в МЧД выбраны из специального справочника.
При формировании машиночитаемой доверенности полномочия сотрудника выбираются из единого справочника – классификатора полномочий. Обязанность вести и заполнять классификатор возложена на Минцифры России.
В классификаторе каждое полномочие имеет свой идентификационный номер, наименование и дату ее включения в справочник. Это позволяет быстро определять полномочия сотрудника и корректно отображать их в МЧД;
- документ, подписанный на основании МЧД, также структурирован и содержит элементы, которые содержит МЧД.
Например, сотруднику в МЧД даны полномочия на подписание договора на сумму не более, чем 1 млн рублей. Для автоматического сравнения в документе должно быть специальное поле с указанием валюты и суммы договора.
Как появилась МЧД?
В 2020 году началась реформа электронной подписи в России. В результате этой реформы удостоверяющие центры больше не выдают «сертификат подписи сотрудника компании».
Вместо него с 1 сентября 2023 года для подписания документов сотруднику компании необходимо применять собственный сертификат электронной подписи, выданный ему, как физическому лицу.
МЧД появилась как ответ на вопрос: «А как же связать документ, подписанный физическим лицом и его полномочиями на подписание?»
Не стоит забывать, что с помощью сертификата электронной подписи можно войти в личный кабинет на каком-нибудь портале, например, в Личный кабинет налогоплательщика.
МЧД служит для подтверждения полномочий представителя и на вход в личный кабинет представляемого, и на просмотр в нем определенной информации, и на выполнение определенных действий.
Для генерального директора или иного лица, кто может работать и подписывать электронные документы без доверенности, в этом плане ничего не изменилось – в сертификате также, как и раньше, указывается – от имени какой компании он действует и МЧД ему не нужна.
Как сформировать МЧД
МЧД – это структурированный документ в XML-форма-те и сделать его собственноручно, без специального сервиса, сложно.
Обычно подобные сервисы интегрированы в программы, где ведется учет деятельности компании.
Если Вы не смогли найти удобный сервис у коммерческой компании, то всегда сможете создать МЧД бесплатно в сервисе ФНС России.
В большинстве случаев формировать доверенность необходимо по универсальному формату, который размещен на сайте ЕПГУ.
Если государственный орган определил для себя свой собственный формат МЧД (такое право есть у него по закону), то необходимо использовать его.
Что делать с МЧД
После того, как директор наделил сотрудника полномочиями, необходимо сообщить об этом контрагенту.
Существует два способа это сделать:
1) направить доверенность самостоятельно.
Этот вариант подходит для тех случаев, когда доверенность используется разово или в очень ограниченном временном промежутке или содержит узкие полномочия, например, только на подписание договоров.
В такой ситуации доверенность не нужна большому кругу контрагентов, а значит нет смысла затрачивать ресурсы на ее поиск в реестре ФНС России.
2) разместить доверенность в специальном хранилище, а контрагенту сообщить о том, где она лежит и как ее получить.
Вариант с хранением МЧД в какой-либо информационной системе подходит для случаев, когда доверитель хочет контролировать статус МЧД и иметь возможность оперативно отменить ее.
Если доверитель выбрал такой способ, то при направлении документа контрагенту нужно указать, где хранится доверенность, а также ее идентификаторы для получения.
Эту информацию можно поместить в сам документ или передать отдельно от него.
Где хранить МЧД
Список информационных систем, где можно хранить МЧД, определен в Постановлениях Правительства РФ № 223 и № 224 от 21.02.2022.
В указанный список входят:
- ЕСИА портала «Госуслуги»,
- информационная система аккредитованного удостоверяющего центра,
Список аккредитованных удостоверяющих центров можно посмотреть на сайте Минцифры России.
- информационная система аккредитованной доверенной третьей стороны,
- информационная система оператора электронного документооборота,
Перечень операторов электронного документооборота можно посмотреть на сайте налоговой службы.
- информационная система, в которой подписан и из которой направляется электронный документ,
- информационная система федерального органа исполнительной власти.
Обратите внимание, что не все организации, которые указаны в списке, предоставляют подобный сервис.
У них есть право хранить МЧД, но нет обязанности создавать специальные хранилища.
Как доверителю отменить МЧД
Порядок отмены доверенности в бумажной или электронной формах определяет Гражданский кодекс РФ.
Для отмены МЧД нужно совершить следующие действия:
1) сформировать распоряжение на отмену;
2) подписать распоряжение квалифицированной электронной подписью лица, кто может работать без доверенности, например, генерального директора;
3) зарегистрировать распоряжение в специализированном реестре нотариальной палаты;
Если МЧД хранится в распределенном реестре ФНС России, то распоряжение на отмену МЧД достаточно загрузить туда же.
Распоряжение будет направлено в реестр нотариальной палаты автоматически;
4) действие МЧД будет отменено на следующий день после размещения распоряжения в реестре нотариальной палаты.
Как представителю отказаться от МЧД
Гражданский кодекс РФ разрешает представителю по доверенности отказаться от переданных ему полномочий.
Чтобы представителю отказаться от полномочий по МЧД необходимо:
1) сформировать заявление на отказ от полномочий;
2) подписать заявление квалифицированной электронной подписью представителя;
3) направить заявление в информационную систему, где хранится доверенность.
Если доверенность хранится в распределенном реестре ФНС России, то заявление можно сформировать и отправить с помощью бесплатного сервиса.
При написании публикации были использованы материалы с сайта ФНС России.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.