Кто проверяет цены в контролируемых сделках
ФНС России в письме от 29.01.2024 № ШЮ-4-13/796@ разъяснила отдельные моменты налогового контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.
Принцип «вытянутой руки»
Виды контролируемых сделок
В ст. 105.14 НК РФ отражены виды сделок, подпадающие под налоговый контроль цен со стороны ФНС России, такие сделки в целях НК РФ признаются контролируемыми.
К таким сделкам относятся:
1) сделки с взаимозависимыми лицами — резидентами РФ, если сумма доходов по таким сделкам более 1 млрд рублей и соблюдено как минимум одно из следующих условий:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка (за исключением ставок, предусмотренных п. 2–4 ст. 284 НК РФ);
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, который исчисляется по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
- хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН и сделка заключена в рамках такой деятельности;
- одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль;
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, а другая сторона не является таким налогоплательщиком;
- одна из сторон сделки является участником проекта «Сколково» и освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС;
- одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль[1];
2) сделки с взаимозависимыми лицами — нерезидентами РФ, если сумма доходов по таким сделкам более 120 млн рублей;
3) сделки с резидентами офшорных зон, если сумма доходов по таким сделкам более 120 млн рублей;
Перечень государств и территорий, которые отнесены к офшорным зонам, утвержден Приказом Минфина России от 05.06.2023 № 86н.
4) сделки в области внешней торговли следующими товарами:
- нефтью и товарами, выработанными из нефти;
- черными и цветными металлами;
- минеральными удобрениями;
- драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Как ФНС России узнает о контролируемых сделках
Контролируемые сделки налогоплательщики должны отражать в уведомлениях о контролируемых сделках, которые представляются в налоговые органы по месту их нахождения (месту жительства) (ст. 105.16 НК РФ).
Ответственность за неправомерное непредставление уведомления или представление недостоверных сведений в уведомлении установлена ст. 129.4 НК РФ (налагается штраф в размере 100 000 рублей).
Если территориальный налоговый орган в ходе мероприятий налогового контроля выявит контролируемые сделки, которые налогоплательщик не отразил в уведомлении, то информацию о таких сделках инспекция направит в ФНС России в форме извещения о контролируемых сделках.
Кто проверяет цены в контролируемых сделках
На основании уведомления или извещения ФНС России вправе назначить и провести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением контролируемых сделок.
Таким образом, полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов и информации по поручениям ФНС России).
То есть, территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Однако указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия территориальных налоговых органов.
Так, к примеру, признание сделки контролируемой не лишает территориальный налоговый орган возможности проверки расходов по данной сделке на предмет их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (документальное подтверждение и экономическая обоснованность).
Самостоятельные корректировки
В случае применения налогоплательщиком в сделке между взаимозависимыми лицами нерыночных цен, если это повлекло занижение сумм налогов или завышение суммы убытка, налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм соответствующих налогов (убытков) (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).
Сведения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой налогоплательщик самостоятельно произвел корректировку налоговой базы и суммы налога, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненной налоговой декларации.
Такими сведениями являются номер и дата договора, предмет сделки, стоимость предмета сделки, указанная в договоре, метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), сведения об участниках сделки и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация.
В случае непредставления указанных сведений одновременно с уточенной налоговой декларацией по налогу на прибыль в части изменения показателей по Листу 08, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требование о представлении соответствующих пояснений.
Истребование документов по контролируемым сделкам
Как было указано выше, полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен существенно ограничены, что также справедливо и для полномочий по истребованию документов в отношении контролируемых сделок.
Территориальные налоговые органы не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию.
Однако, при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг, налогоплательщик вправе предоставить территориальному налоговому органу документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы.
При осуществлении налогового контроля цен ФНС России направляет в территориальные налоговые органы поручения об истребовании документов (информации).
В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Соответственно, к требованию, направленному территориальным налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля цен, проводимых ФНС России, в обязательном порядке будет приложено поручение, подписанное заместителем руководителя ФНС России.
[1] Это условие не применяется к сделкам, доходы или расходы по которым возникли с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
[2] Ст. 105.15, 105.16-3–105.16-5 и 105.17 НК РФ.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.