Истребование документов по сделке

Статья в бюллетене: Судебная практика № 5 (45) – Май 2024 , опубликовано 14.06.2024

Суть дела. ФНС вне рамок проведения налоговых проверок в соответствии со статьей 93, пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) обществу направлено требование о представлении документов (информации) относительно конкретной сделки.

От Общество поступило письмо с указанием на отказ в предоставлении запрашиваемых документов (информации) в связи с отсутствием законных оснований к этому.

Поскольку документы, указанные в требовании, обществом представлены не были, ФНС вынесла решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, в виде штрафа.

Заявитель, полагая, что вышеуказанное решение вынесено инспекцией необоснованно  обратился в суд (после соблюдения апелляционного обжалования в вышестоящий налоговый орган).

Решения судов. Суды первой и апелляционной инстанций заявителю отказали. Кассационная инстанция решения нижестоящих судов отменила, указав при этом следующее.

Если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (пункт 5 статьи 93.1 НК РФ).

Отказ лица от представления истребуемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Согласно пункту 1 статьи 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Таким образом, ответственность по пункту 1 статьи 126 НК РФ может быть применена в случае отказа от представления истребуемых в соответствии со статьей 93.1 НК РФ документов или непредставления их в установленные сроки.

Ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, может быть применена в случае неправомерного непредставления информации, которую в соответствии с НК РФ лицо должно сообщить налоговому органу, и при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

В требовании ФНС указано на истребование у Общества именно документов, что следует из его содержания. Требование также не содержит указания на истребование у общества какой-либо информации в отношении проверяемой сделки: пункт 2 типовой формы требования, который содержит указание на истребуемую информацию, не заполнен.

Из решения налогового органа следует, что ФНС установлено непредставление обществом документов.

При этом в действиях Общества по непредставлению в установленный срок документов налоговым органом установлен состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ.

Таким образом, поскольку налоговым органом у общества запрашивались именно документы и в решении установлено непредставление обществом именно документов, совершенное обществом налоговое правонарушение неверно квалифицированно по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ.

То есть в рассматриваемом случае непредставление Обществом документов относительно конкретной сделки следовало квалифицировать по пункту 1 статьи 126 НК РФ, а не по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ.

Неправильная квалификация налогового правонарушения является основанием для признания недействительным решения налогового органа в части привлечения к ответственности.

Данные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда

Центрального округа от 28.02.2024  №-45/2024 по делу № А68-11420/2021.

Распечатать статью