Личные медицинские книжки переводят в электронную форму

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры[1].

Документом, подтверждающим прохождение медицинских осмотров, является личная медицинская книжка.

Кому нужна медкнижка

Медицинская книжка должна быть у работников, которые выполняют следующие виды работ:

  • работы, при выполнении которых осуществляется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации (в организациях пищевых и перерабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства, пунктах, базах, складах хранения и реализации, в транспортных организациях, организациях торговли, общественного питания, на пищеблоках всех учреждений и организаций);
  • работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
  • работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
  • работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

Бумажная и электронная форма медкнижки

Минздрав России приказом от 18.02.2022 № 90н утвердил форму личной медицинской книжки в форме электронного документа, а также порядок ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек.

В тоже время Роспотребнадзор приказом от 21.02.2022 № 55 признал утратившими силу нормативные документы, которые регламентировали порядок оформления и ведения медицинских книжек на бумажном носителе[2].

Соответственно, все медицинские книжки должны сейчас оформляться только в электронном виде.

Но Минздрав сделал послабление и разрешил выдавать и вести ранее выданные медицинские книжки на бумажном носителе сначала до 1 сентября 2024 г.[3], а позднее – до 1 сентября 2025 года[4].

Реестр электронных медкнижек

Личная медицинская книжка в электронной форме будет оформляться по результатам предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников с использованием подсистемы электронных личных медицинских книжек Федеральной государственной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера (Реестр ЭЛМК).

При формировании медкнижке будет присвоен уникальный номер в Реестре ЭЛМК.

Реестр выданных личных медицинских книжек в электронной форме размещен на сайте Роспотребнадзора.

С помощью Реестра ЭЛМК работодатель самостоятельно может проверить наличие личной медицинской книжки у работника.

Какие сведения будут содержаться в электронной медкнижке

В подсистеме ЭЛМК будут храниться следующие сведения:

1) персональные данные о владельце личной медицинской книжки: ФИО работника, дата рождения, место регистрации, наименование должности, ИНН;

2) дата перехода работника на работу к другому работодателю, наименование должности и наименование работодателя;

3) дата перенесенных инфекционных заболеваний с указанием заболевания;

4) наименование и дата профилактических прививок, данные о вакцинации и ревакцинации;

5) факты проведения осмотров врачами-специалистами и краткое заключение;

6) даты и результаты лабораторных и инструментальных обследований;

7) заключения по результатам предварительных или периодических медицинских осмотров;

8) дата проведения очередного периодического медицинского осмотра;

9) дата проведения очередной профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работника.

Как оформить электронную медкнижку

Оформить медкнижку можно двумя способами:

  • путем личного обращения работника в территориальный Центр гигиены и эпидемиологии (центр санэпиднадзора),
  • через личный кабинет на портале «Госуслуги».

О формировании медкнижки центр санэпиднадзора уведомляет работника по номеру контактного телефона либо по электронной почте, и посредством уведомления в личном кабинете работника на портале «Госуслуги».

Далее работник обращается (направляется работодателем) в медицинскую организацию для прохождения предварительного (при поступлении на работу) или периодического медицинского осмотра.

Сведения медицинского характера, которые были получены в процессе проведения медосмотра работника (дата, наименование и результаты проведенных обследований, дата и заключение проведенных врачами-специалистами осмотров, дата и наименование прививок, дата и наименование перенесенных инфекционных заболеваний и пр.), формируются в форме электронных медицинских документов в медицинских информационных системах медицинских организаций и передаются в ЕГИСЗ[5].

После прохождения медицинских осмотров, обследований и получения итогового заключения указанные сведения из ЕГИСЗ передаются в подсистему ЭЛМК.

Работник при необходимости может запросить сведения из электронной медкнижки на бумажном носителе.

[1] П. 1 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

[2] Приказ Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

[3] Приказ Минздрава России от 15.08.2023 № 429н.

[4] Приказ Минздрава России от 28.06.2024 № 332н.

[5] Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.

Распечатать статью