Утилизационный сбор: считаем по новым правилам
Утилизационный сбор – это специальный сбор, взимаемый с производителей и импортеров автомобилей, колесной спецтехники и прицепов (далее — колесных транспортных средств) для финансирования их последующей утилизации.
Введение утилизационного сбора в России произошло в 2012 году в рамках Федерального закона от 24.07.2012 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты».
Основной причиной введения сбора было обеспечение обязательной переработки старых транспортных средств.
В России до этого момента проблема утилизации была недостаточно урегулирована, что привело к накоплению огромного количества неэкологичных автохламов, загрязняющих окружающую среду.
Кто является плательщиками утилизационного сбора
Плательщики утилизационного сбора перечислены в ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
- лица, которые ввозят транспортные средства в РФ;
- производители транспортных средств на территории РФ;
- покупатели, которые приобрели транспортные средства в России у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор по закону[1] или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка уплаты.
Размер утилизационного сбора
Сумма сбора зависит от ряда факторов, включая возраст транспортного средства, его категорию, объем двигателя и назначение (личное пользование или коммерческое использование).
Структура расчета довольно сложна и учитывает как внутренние налоги, так и таможенные сборы при ввозе автомобилей из-за рубежа.
Однако основные составляющие утилизационного сбора – это базовая ставка сбора и коэффициент утилизационного сбора, которые варьируются в зависимости от типа и характеристик транспортного средства.
Для легковых автомобилей базовая ставка принимается за 20 000 рублей.
Для колесных транспортных средств иных категорий базовая ставка составляет 150 000 рублей.
Размеры коэффициентов утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
Коэффициенты утилизационного сбора с 1 октября 2024 года
Соответствующие изменения внесены на основании Постановления Правительства РФ от 13.09.2024 № 1255.
Для наглядности значения коэффициентов утильсбора приведем в виде таблицы в режиме «было – стало».
Вид колесного транспортного средства (КТС) |
2024 (до 01.10.2024) | 2024 (после 01.10.2024) | 2025 | |||
Новое КТС | КТС старше 3-х лет |
Новое КТС | КТС старше 3-х лет |
Новое КТС | КТС старше 3-х лет |
|
Если КТС приобретается в личных целях (п. 3 Раздела 1 Перечня[2]) |
||||||
Легковой автомобиль, где помимо места водителя не более восьми мест для сидения (категории М1) с электро- или гибридным двигателем | 0,17 | 0,26 | 0,17 | 0,26 | 0,17 | 0,26 |
с объемом двигателя до 3000 см3 | 0,17 | 0,26 | 0,17 | 0,26 | 0,17 | 0,26 |
с объемом двигателя от 3000 до 3500 см3 | 48,5 | 74,25 | 89,73 | 137,36 | 107,67 | 164,84 |
с объемом двигателя свыше 3500 см3 | 61,76 | 81,19 | 114,26 | 150,2 | 137,11 | 180,24 |
Если КТС приобретается с целью перепродажи |
||||||
1) Легковой автомобиль с электро- или гибридным двигателем | 1,63 | 6,1 | 1,63 | 6,1 | 33,37 | 58,7 |
с объемом двигателя не более 1000 см3 | 4,06 | 10,36 | 7,51 | 19,17 | 9,01 | 23 |
с объемом двигателя свыше 1000 см3, но не более 2000 см3 | 15,03 | 26,44 | 27,81 | 48,91 | 33,37 | 58,7 |
с объемом двигателя свыше 2000 см3, но не более 3000 см3 | 42,24 | 63,95 | 78,14 | 118,31 | 93,77 | 141,97 |
с объемом двигателя свыше 3000 см3, но не более 3500 см3 | 48,5 | 74,25 | 89,73 | 137,36 | 107,67 | 164,84 |
с объемом двигателя свыше 3500 см3 | 61,76 | 81,19 | 114,26 | 150,2 | 137,11 | 180,24 |
2) транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов массой не более 2,5 тонны | 2,98 | 4,33 | 5,07 | 7,36 | 5,57 | 8,1 |
свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 3,21 | 4,67 | 5,46 | 7,94 | 6 | 8,73 |
свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 3,36 | 5 | 5,71 | 8,5 | 6,28 | 9,35 |
свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 3,5 | 8 | 5,95 | 13,6 | 6,55 | 14,96 |
свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 4,96 | 13,52 | 8,43 | 22,98 | 9,28 | 25,28 |
свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 5,63 | 19,67 | 9,57 | 33,44 | 10,53 | 36,78 |
3) Седельные тягачи
массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
9,64 | 39,32 | 16,39 | 66,84 | 18,03 | 73,53 |
свыше 12 тонн, но не более 20 тонн (экологического класса Евро-5, 6), используемые в международных перевозках | 5,67 | 23,13 | 5,67 | 23,13 | 5,67 | 23,13 |
свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 11,36 | 23,07 | 19,31 | 39,22 | 21,24 | 43,14 |
свыше 20 тонн, но не более 50 тонн (экологического класса Евро-5, 6), используемые для международных перевозок | 6,68 | 13,57 | 6,68 | 13,57 | 6,68 | 13,57 |
4) Автосамосвалы массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 4,74 | 19,67 | 8,06 | 33,44 | 8,86 | 36,78 |
массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 14,47 | 32,3 | 24,6 | 54,91 | 27,06 | 60,4 |
5) Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы
массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн |
5,75 | 19,67 | 9,78 | 33,44 | 10,75 | 36,78 |
массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 9,35 | 23,07 | 15,9 | 39,22 | 17,48 | 43,14 |
6) Транспортные средства
массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн |
15,33 | 32,3 | 26,06 | 54,91 | 28,67 | 60,4 |
7) Специальные транспортные средства | 3,23 | 19,55 | 5,49 | 33,24 | 6,04 | 36,56 |
8) Автобетоносмесители | 9,67 | 25,42 | 16,44 | 43,21 | 18,08 | 47,54 |
9) КТС, используемые для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы) с объемом двигателя 2500 см3 | 3,14 | 3,18 | 5,34 | 5,41 | 5,87 | 5,95 |
с электро- или гибридным двигателем | 10 | 10,09 | 17 | 17,15 | 18,7 | 18,87 |
с объемом двигателя свыше 2500 см3, но не более 5000 см3 | 11,05 | 16,73 | 18,79 | 28,44 | 20,66 | 31,29 |
с объемом двигателя свыше 5000 см3, но не более 10000 см3 | 12,34 | 15,84 | 20,98 | 26,93 | 23,08 | 29,62 |
с объемом двигателя свыше 5000 см3, но не более 10000 см3, используемые для осуществления регулярных перевозок | – | – | 12,34 | 15,84 | 12,34 | 15,84 |
с объемом двигателя свыше 10000 см3 | 14,27 | 22,46 | 24,26 | 38,18 | 26,68 | 42 |
с объемом двигателя свыше 10000 см3, используемые для осуществления регулярных перевозок | – | – | 14,27 | 22,46 | 14,27 | 22,46 |
10) Полные прицепы | 4 | 13,5 | 7,4 | 24,98 | 8,88 | 29,97 |
11) Полуприцепы | 4 | 13,5 | 7,4 | 24,98 | 8,88 | 29,97 |
12) Прицепы с центральной осью | 4 | 13,5 | 7,4 | 24,98 | 8,88 | 29,97 |
Как рассчитать утилизационный сбор по легковым автомобилям для личного пользования
В отношении транспортного средства, ввезенного для личного пользования в расчете утилизационного сбора должно быть указано, что оно предполагается к использованию только для личного пользования и в течение 12 месяцев оно не будет подлежать перепродаже.
Размер утилизационного сбора при ввозе легкового автомобиля для личного пользования равен произведению базовой ставки на коэффициент утилизационного сбора.
Как видно из таблицы, при ввозе автомобиля для использования в личных целях с объемом двигателя до 3 л ничего не изменилось.
Для ввезенных для личного пользования автомобилей с объемом двигателя свыше 3 л коэффициенты и, соответственно, утилизационный сбор увеличился в два раза.
Приведем пример.
Физическое лицо для личного пользования после 1 октября 2024 года ввезло автомобиль TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT с датой выпуска 15.06.2023 и объемом двигателя 3346 см3.
Утилизационный сбор составит:
Базовая ставка × коэффициент расчета сумм утильсбора
20000 рублей × 89,73 = 1 794 600 рублей.
Как рассчитать утилизационный сбор при ввозе автомобиля с территории государства — члена ЕАЭС
При ввозе колесного транспортного средства в рамках торговой деятельности, утилизационный сбор исчисляется уже по более сложной формуле:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка
УСед – сумма утилизационного сбора, рассчитанная в соответствии с Перечнем постановления Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 (в редакции от 13.09.2024).
Пример.
На транспортное средство TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT с датой выпуска 15.06.2023 и объемом двигателя 3346 см3 утилизационный сбор составит 20 000 рублей × 89,73 = 1 794 600 рублей (базовая ставка × коэффициент).
Ктп – сумма, равная разнице между таможенной пошлиной, рассчитанной исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, и уплаченной таможенной пошлиной, указанной в декларации на товары, рассчитанной в рублях по официальному курсу Банка России на дату подачи расчета утилизационного сбора.
Пример.
1) Согласно перечню Минпромторга России средняя стоимость TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT = 8 960 000,00 рублей.
Ставка ввозной таможенной пошлины согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС составляет 15%.
Таможенная пошлина, рассчитанная исходя из нижней границы стоимости = 8 960 000,00 рублей × 0,15 = 1 344 000 рублей.
2) По декларации на товары, выпущенной в Кыргызской Республике, исчислены таможенные платежи:
Фрагмент Декларации на товары
47
Исчисление платежей |
Вид | Основа начисления | Ставка | Сумма | СП |
1010
2010 5010 |
4622310
4622310 5315656.5 |
0,25%
15% 12% |
11555.78
693346.50 637878.78 |
ИУ
ИУ ИУ |
|
Всего: 1342781.06 |
В графе 47 под кодом вида платежа 2010 заявлена сумма ввозной таможенной пошлины – 693 346,50 киргизских сомов.
Дата подачи расчета утилизационного сбора – 20 октября 2024 г.
Курс киргизских сомов на 20 октября 2024 г.: 10 киргизских сомов = 10,1357 рублей.
Сумма уплаченной таможенной пошлины = 693 346,50 × 10,1357 / 10 = 702 755,21 рублей.
3) Разница между таможенной пошлиной, рассчитанная исходя из нижней границы стоимости, и суммой уплаченной таможенной пошлины (Ктп) = 1 344 000 – 702 755,21 = 641 244,79 рублей.
Ка – сумма, равная разнице между суммой акциза, рассчитанного исходя из мощности двигателя, указанной в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства, и уплаченной суммой акциза, указанной в декларации на товар, рассчитанной в рублях по курсу Банка России на дату подачи расчета утилизационного сбора.
Пример.
Мощность двигателя транспортного средства TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT составляет 299 л.с.
Акциз на территории государства — члена ЕАЭС в отношении рассматриваемого транспортного средства не уплачивался.
Согласно ст. 193 Налогового кодекса РФ налоговая ставка составляет 912 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
Ка = 299 л.с. × 912 рублей = 272 688 рублей.
Кндс – сумма, равная разнице между НДС, рассчитанным исходя из нижней границы средней стоимости, указанной в перечне автомобилей, и уплаченным налогом на добавленную стоимость, указанным в декларации на товар, рассчитанным в рублях по курсу Банка России на дату подачи расчета утилизационного сбора.
Пример.
1) Согласно перечню Минпромторга России средняя стоимость TOYOTA LAND CRUISER 300 GR SPORT = 8 960 000,00 рублей.
Ставка НДС в соответствии с Налоговым кодексом РФ составляет 20%.
В базу для исчисления НДС помимо средней стоимости автомобиля по перечню Минпромторга России также включается сумма ввозной таможенной пошлины, рассчитанной из средней стоимости автомобиля (1 344 000 рублей), а также сумма акциза (272 688 рублей).
НДС, рассчитанный исходя из нижней границы стоимости = (8 960 000,00 рублей + 1 344 000 рублей + 272 688 рублей) × 0,20 = 2 115 337,60 рублей.
2) По декларации на товары, выпущенной в Кыргызской Республике, исчислены таможенные платежи:
Фрагмент Декларации на товары
47
Исчисление платежей |
Вид | Основа начисления | Ставка | Сумма | СП |
1010
2010 5010 |
4622310
4622310 5315656.5 |
0,25%
15% 12% |
11555.78
693346.50 637878.78 |
ИУ
ИУ ИУ |
|
Всего: 1342781.06 |
В графе 47 под кодом вида платежа 5010 заявлена сумма НДС – 637 878,78 киргизских сомов.
Дата подачи расчета утилизационного сбора – 20 октября 2024 г.
Курс киргизских сомов на 20 октября 2024 г.: 10 киргизских сомов = 10,1357 рублей.
Сумма уплаченного НДС = 637 878,78 × 10,1357 / 10 = 646 534,80 рублей.
3) Разница между таможенной пошлиной, рассчитанная исходя из нижней границы стоимости, и суммой уплаченной таможенной пошлины = 2 115 337,60 – 646 534,80 = 1 468 802,80 рублей.
Итого сумма подлежащего уплате утилизационного сбора составит:
УСед + Ктп + Кндс + Ка = 1 794 600 + 641 244,79 + 1 468 802,80 + 272 688 = 4 177 335,59 рублей.
Пример расчета утилизационного сбора при ввозе автомобиля в рамках торгового оборота приведен в соответствии с материалами, размещенными на официальном сайте ФТС России.
Последствия повышения утилизационного сбора
Покупка автомобиля, ввезенного из-за границы после 1 октября, станет экономически невыгодной, а к 2030 году – почти полностью утратит смысл. В некоторых случаях утилизационный сбор может оказаться выше стоимости самого автомобиля. Это может привести к росту цен на все автомобили, как произведенные в России, так и ввезенные в РФ.
Наибольшее влияние новые правила окажут на бренды, не имеющие локализованного производства в России.
Основная идея авторов постановления заключается в том, чтобы подтолкнуть зарубежные автоконцерны к переносу производства в Россию.
Это может стимулировать создание рабочих мест для россиян и приведет к пополнению бюджета – сначала за счет сборов за утилизацию, а затем за счет налогов от локализованного производства.
[1] Не платят утилизационный сбор участники программы по переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцы или вынужденные переселенцы. Не уплачивается утилизационный сбор также, в случае ввоза транспортных средств дипломатическими представительствами или консульским учреждениям, международными организациями.
[2] Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размер утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.