За ошибки в документах по прослеживаемым товарам введут штрафы
Минфин России разработал проект закона[1], которым планирует внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушения законодательства в области прослеживаемости товаров.
Напомним, национальная система прослеживаемости импортных товаров введена в России с 1 июля 2021 года.
Перечень прослеживаемых товаров
Прослеживаемость осуществляется в отношении импортных товаров, указанных в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110.
К прослеживаемым товарам отнесены следующие позиции:
1) холодильники, морозильники; тепловые насосы (код по ТН ВЭД 8418, за исключением 8418 69 000, 8418 91 000 0, 8418 99);
2) подъемное и погрузочно-разгрузочное оборудование (код по ТН ВЭД 8427, за исключением 8427 20 900 0);
3) бульдозеры, грейдеры, планировщики, механические лопаты, экскаваторы, трамбовочные машины и дорожные катки (код по ТН ВЭД 8429, за исключением 8429 30 000 0);
4) стиральные машины (код по ТН ВЭД 8450, за исключением 8450 90 000 0);
5) мониторы и проекторы (код по ТН ВЭД 8528);
6) транспортные средства промышленного назначения, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций (код по ТН ВЭД 8709, за исключением продукции, классифицируемой кодом 8709 90 000 0);
7) детские коляски (код по ТН ВЭД 8715 00 100 0);
8) детские сиденья (кресла) безопасности (код по ТН ВЭД 9401 71 000 1, 9401 79 000 1, 9401 80 000 1).
На кого распространяются нормы о прослеживаемости
К операциям с прослеживаемыми товарами относятся:
1) ввоз в Россию (импорт) товаров, подлежащих прослеживаемости;
2) приобретение и реализация прослеживаемых товаров на территории РФ;
3) получение прослеживаемых товаров комиссионером (агентом) от комитента (принципала) для их реализации;
4) передача прослеживаемых товаров комитентом комиссионеру для их реализации;
5) хранение товара, подлежащего прослеживаемости, который был приобретен до введения системы прослеживаемости;
6) безвозмездная передача прослеживаемых товаров;
7) захоронение, обезвреживание, утилизация или уничтожение, безвозвратная утрата, конфискация прослеживаемых товаров;
8) передача товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство или на переработку, а также возврат остатков неиспользованных товаров из производства (переработки),
9) экспорт прослеживаемых товаров;
10) передача товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ;
11) недостача или выявление при инвентаризации товаров, подлежащих прослеживаемости;
12) возврат продавцу физическими лицами прослеживаемых товаров, которые ранее были им реализованы.
Что должны делать участники оборота с прослеживаемыми товарами
Участники оборота прослеживаемых товаров обязаны:
1) Представлять следующие документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в электронной форме в ФНС России:
- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС)[2] на территорию РФ в течение 5 рабочих дней с даты принятия таких товаров на учет;
- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию другого государства — члена ЕАЭС в течение 5 рабочих дней с даты отгрузки таких товаров;
- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, на дату вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень (08.07.2021 г.).
2) Отражать операции с прослеживаемыми товарами в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Формы, форматы, порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, установлены Приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@;
3) Участники оборота товаров (плательщики НДС) при реализации прослеживаемых товаров должны выставлять счета-фактуры, содержащие реквизиты прослеживаемости, и в электронном виде передавать их покупателям по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (ЭДО);
4) Участники оборота товаров, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС или применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН) при реализации, а также при безвозмездной передаче прослеживаемых товаров должны оформлять универсальные передаточные документы (УПД) с отражением в них реквизитов прослеживаемости и в электронной форме передавать их покупателям (получателям) по ТКС через оператора ЭДО.
К реквизитам прослеживаемости относятся:
- регистрационный номер партии прослеживаемого товара (РНПТ);
- количественная единица измерения товара;
- количество прослеживаемого товара;
- стоимость товара, подлежащего прослеживаемости, без НДС, в рублях.
В целях исполнения обязанности по представлению документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, каждый участник оборота товаров может использовать сервис проверки прослеживаемых товаров, расположенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России.
Какая ответственность наступит за нарушения в области прослеживаемости товаров
Минфин России предлагает ввести для организаций и индивидуальных предпринимателей административную ответственность за следующие правонарушения, касающиеся оборота прослеживаемых товаров.
1) Непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган участниками оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, отчета об операциях с прослеживаемыми товарами, или документов, содержащих реквизиты прослеживаемости (проектируемая статья 15.49 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере 500 рублей за каждый непредставленный документ, а на организацию – 1 000 рублей за каждый непредставленный документ.
Обратите внимание, в случае непредставления документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, в частности, уведомления о ввозе прослеживаемых товаров и уведомления об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, размер штрафа будет определяться исходя из количества наименований товаров ТН ВЭД ЕАЭС, то есть на одно наименование товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС предоставляется одно уведомление.
2) Неотражение (неполное отражение, искажение) реквизитов прослеживаемости в счетах-фактурах и УПД (проектируемая статья 15.50 КоАП РФ) влечет наложение штрафа на предпринимателя от 1 000 до 30 000 рублей, а на организацию – от 1 000 до 100 000 рублей.
При этом предусматривается освобождение от ответственности, если:
- внесены исправления в счета-фактуры и УПД с указанием полных, неискаженных реквизитов прослеживаемости, до истребования у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки счетов-фактур, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Обратите внимание, что в проектируемой статье 15.50 КоАП РФ при неотражении (неполном отражении, искажении) реквизитов прослеживаемости в одном счете-фактуре или УПД штраф будет рассчитываться как 1 000 рублей без учета количества не отраженных (искаженных) реквизитов прослеживаемости.
3) Искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, при корректном отражении таких реквизитов в счетах-фактурах и УПД, на основании которых были отражены реквизиты прослеживаемости в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами (проектируемая статья 15.51 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на предпринимателя и на организацию в размере 1 000 рублей.
4) Несоблюдение способа выставления счетов-фактур и УПД, содержащих реквизиты прослеживаемости (такие документы должны выставляться и направляться покупателям исключительно в электронной форме через оператора ЭДО) (проектируемая статья 15.52 КоАП РФ), влечет наложение штрафа на ИП в размере 500 рублей за каждый непредставленный документ, а на организацию – 1 000 рублей за каждый непредставленный документ.
Обратите внимание, в проектируемой статье 15.52 КоАП РФ размер штрафных санкций будет рассчитываться за каждый документ, предоставленный неустановленным способом.
Как видно размеры административного наказания по проектируемым статьям 15.49–15.52 КоАП РФ соразмерны установленным статьями 119 и 126 НК РФ штрафам за непредставление (несвоевременное представление) налоговой декларации – 1000 рублей за одну непредставленную декларацию и 200 рублей за непредставление документов.
[1] Законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов https://regulation.gov.ru/ (ID проекта: 151876).
[2] Государства — члены ЕАЭС: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская республика и Россия.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.