Борьба за коэффициент-дефлятор. Точка поставлена?

Тематики: УСН

(Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.05.2009 г. № 12010/08)

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, доходы организации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должны превышать 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Чтобы не утратить право на применение УСН, доходы налогоплательщика по итогам отчетного (налогового) периода не должны превышать 20 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

При этом величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, и величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Коэффициент-дефлятор устанавливается приказом Минэкономразвития РФ.

Всего за время существования вышеприведенных норм было установлено 4 коэффициента-дефлятора.

На 2006 год1,132 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2005 г. № 284).

На 2007 год1,241 (приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 г. № 360).

На 2008 год1,34 (приказ Минэкономразвития РФ от 22.10.2007 г. № 357).

На 2009 год1,538 (приказ Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 г. № 395).

То есть, следуя норме НК РФ, для того, чтобы определить величину предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2009 года, ограничивающую право перехода организаций на УСН с 1 января 2010 г., нужно 15 млн. руб. умножить на 1,538 (коэффициент-дефлятор, установленный на 2009 год), а затем на 1,34 и 1,241 и 1,132 (коэффициенты-дефляторы, установленные на 2008, 2007 и 2006 годы соответственно), что составит 43 428 077,21 руб.

Величина предельного размера доходов, по достижении которой налогоплательщик утратит право на применение УСН, в 2009 году будет равна 57 904 102,94 руб. (20 000 000 руб. х 1,538 х 1,34 х 1,241 х 1,132).

Именно такой порядок расчета следует из буквального прочтения норм НК РФ.

Однако на протяжении всех лет существования коэффициента-дефлятора Минфин и налоговики категорически не согласны с таким расчетом.

Они считают, что размер коэффициента-дефлятора на 2007, 2008 и 2009 годы установлен уже с учетом ранее установленных размеров коэффициента-дефлятора (см. письма Минфина РФ от 31.07.2007 г. № 03-11-04/2/192, от 31.01.2008 г. № 03-11-04/2/22).

История повторилась и с коэффициентом-дефлятором на 2009 год.

В письмах от 10.03.2009 г. № 03-11-09/93, от 07.05.2009 г. № 03-11-06/2/82 чиновники из Минфина вновь утверждают, что в 2009 г. величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2009 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2010 г., равна 23 070 тыс. руб. (15 млн. руб. x 1,538), величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2009 г., равна 30 760 тыс. руб. (20 млн. руб. x 1,538).

То есть финансовое ведомство традиционно перемножает размер дохода только на один коэффициент-дефлятор.

Тем самым полностью игнорируя нормы НК РФ.

Редакция все это время доказывала неправоту Минфина.

Однако налоговики четко следовали указаниям своего вышестоящего ведомства и отказывали налогоплательщикам в праве определять размер доходов в точном соответствии нормам НК РФ.

К сожалению, у налогоплательщиков не всегда получалось отстоять свое право в суде.

Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 28.01.2009 г. № Ф09-10676/08-С3 поддержал налоговиков и указал, что письмом Минфина РФ разъяснено, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год.

При этом, по мнению арбитров, содержащееся в письме Минфина РФ разъяснение относительно величины предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающей право на применение упрощенной системы налогообложения, не изменяет и не дополняет законодательство о налогах и сборах.

А налоговые органы в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Со всем уважением к нашим судьям все же хочется сказать, что разъяснения Минфина как раз изменяют законодательство о налогах и сборах.

Что, собственно и подтвердил Президиум ВАС РФ в комментируемом постановлении.

Суд рассмотрел дело, в котором речь шла о применении коэффициента-дефлятора на 2007 год.

На 2007 год приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2006 г. № 360 установлен коэффициент-дефлятор, равный 1,241.

Из текста этого приказа, как верно отметил Президиум ВАС РФ, не следует, что коэффициент-дефлятор рассчитан с учетом размера предыдущего.

Суд особо подчеркнул, что требования ст. 346.12 НК РФ, предусматривающие индексирование не только на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, но и на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее, являются императивными.

В юриспруденции слово «императивный» означает не допускающий выбора.

То есть если в НК РФ написано «перемножать», значит нужно перемножать.

Причем самому налогоплательщику, а не Минэкономразвития.

Суд привел свой расчет величины предельного размера доходов по итогам девяти месяцев 2007 года, ограничивающей право перехода организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 г.: 21 072 180 рублей (15 000 000 х 1,241 х 1,132).

Вся аргументация Президиума ВАС РФ применима и к использованию коэффициентов-дефляторов в 2008 и 2009 годах.

Потому что текст приказов Минэкономразвития об установлении размеров коэффициентов-дефляторов на очередной год абсолютно одинаков. Меняется только цифра размера коэффициента-дефлятора.

Будем надеяться, что арбитражные суды на местах (в том числе и ФАС Уральского округа) полностью разделят позицию Президиума ВАС РФ.

А самым смелым и отважным налогоплательщикам предлагаем отстаивать свои права в налоговой инспекции, используя в качестве аргументации данное постановление Президиума ВАС РФ.

Распечатать статью