ФНС разъяснила, как в 2023 г. будут проводиться проверки пользователей ККТ
ФНС РФ выпустила письмо от 30.01.2023 № Д-5-20/7@ с рекомендациями по проведению в 2023 г. контрольных мероприятий в отношении пользователей контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) предусматривается возможность проведения в 2023 году внеплановых проверок:
– в виде документарной проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) ФНС РФ,
– внеплановой проверки без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования, а в случае выявления при таком выездном обследовании нарушений обязательных требований, незамедлительного проведения контрольной закупки.
В этой связи, проведение в 2023 году указанных внеплановых проверок в отношении пользователей ККТ должно производиться с учетом следующего.
Документарные проверки
Этап 1. Составление мотивированных представлений о проведении внеплановой проверки
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является наличие у контрольного (надзорного) органа (далее – ФНС РФ) сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
При этом сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ФНС РФ получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении внеплановой проверки, включая проверки без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Как проводят отбор налогоплательщиков для проведения внеплановых проверок по результатам рассмотрения сведений о неприменении ККТ, содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций:
Общий порядок рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (в части законодательства РФ о применении ККТ), доведен до территориальных налоговых органов письмом ФНС РФ от 30.08.2022 № АБ-4-20/11366@.
Указанным письмом предусматривается, что при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, должностное лицо ФНС РФ (к примеру, инспектор территориального налогового органа) направляет уполномоченному должностному лицу ФНС РФ (руководителю, заместителю руководителя территориального налогового органа) мотивированное представление о проведении внеплановой проверки.
Указанное представление рассматривается уполномоченным должностным лицом ФНС РФ (руководителем, заместителем руководителя территориального налогового органа) с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По итогам рассмотрения подтвержденных сведений о нарушении обязательных требований, установленных законодательством РФ о применении ККТ, полученных из поступивших обращений (заявлений) граждан и организаций, мотивированное представление о проведении внеплановой проверки может быть направлено на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) сведения, содержащиеся в поступивших обращениях (заявлениях) граждан и организаций, указывают на неприменение ККТ налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
2) сведения о неприменении ККТ содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения).
При установлении одновременного наличия вышеуказанных критериев по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина или организации, должностное лицо территориального налогового органа может сформировать мотивированное представление о проведении внеплановой проверки в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки и направить указанные документы на рассмотрение в Управление оперативного контроля ФНС РФ.
Как проводят отбор налогоплательщиков для проведения внеплановых проверок по результатам проведения внеплановой проверки без взаимодействия с контролируемым лицом в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований:
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у ФНС РФ, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
При этом, в случае, если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены сведения о нарушениях обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, мотивированное представление о проведении внеплановой проверки в виде документарной проверки и проект решения о проведении документарной проверки могут быть направлены на рассмотрение руководителю (заместителю руководителя) ФНС РФ через Управление оперативного контроля ФНС РФ строго при одновременном наличии следующих критериев:
1) налогоплательщик осуществляет свою деятельность в сфере общепита, а также через сеть торговых объектов (сеть объектов по оказанию услуг);
2) у налогоплательщика отсутствует зарегистрированная ККТ при наличии такой обязанности или ККТ не применяется в установленных случаях;
3) налогоплательщик ранее привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за неприменение ККТ, или в его адрес направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, которое не исполнено;
4) сведения о неприменении ККТ, установленные в ходе наблюдения, содержат достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в целях рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (например, место, дата и время совершения и событие административного правонарушения);
5) результат наблюдения за соблюдением обязательных требований показал наличие фактов осуществления расчетов без применения ККТ на сумму более 1 млн рублей.
Этап 2. Вынесение решений о проведении документарной проверки
ФНС РФ рассматривает направленные территориальными налоговыми органами мотивированные представления о проведении внеплановых документарных проверок и при отсутствии замечаний по ним, направляет решения о проведении документарной проверки.
Этап 3. Проведение документарной проверки
В 2023 году внеплановые проверки проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС РФ и при условии согласования с прокуратурой.
Порядок согласования проведения внеплановой проверки изложен в Пошаговой инструкции работы, доведенной директивой ФНС РФ от 18.01.2023 № Д-5-20/5@.
Процесс проведения документарной проверки доведен до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС РФ от 19.04.2022 № АБ-4-20/4731@.
Сведения о проведении документарной проверки размещаются в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее – ЕРКНМ).
Согласно п. 21 Правил формирования и ведения ЕРКНМ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604, на решение о проведении документарной проверки, требование о предоставлении документов (письменных объяснений) и акт документарной проверки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о внеплановой проверке.
По результатам проведения документарной проверки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Контрольные закупки
В 2023 году в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, допускается проведение выездного обследования, а в случае выявления признаков нарушения обязательных требований в момент проведения указанного выездного обследования, незамедлительно провести контрольную закупку без согласования с органами прокуратуры (абз. 7 п.п. а п. 3 Постановления № 336).
В этой связи, в целях воздействия на «недобросовестных» налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с нарушением обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, территориальным налоговым органам поручено проводить внеплановые проверки без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении налогоплательщиков, не изменивших модель своего поведения и продолжающих нарушать обязательные требования, установленные законодательством РФ о применении ККТ.
Указанные налогоплательщики одновременно соответствуют нижеуказанным критериям:
1) не имеют зарегистрированной ККТ при наличии такой обязанности или не применяют ее в установленных случаях, а также нарушают порядок и условия регистрации и применения ККТ;
2) ранее привлекались к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа за нарушение требований законодательства РФ о применении ККТ, или в адрес которых было направлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства РФ о применении ККТ, которое не исполнено;
3) по истечении срока, предложенного для исправления допущенного нарушения обязательных требований и указанного в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства РФ о применении ККТ, не зарегистрировали ККТ или не начали применять ККТ при ее наличии.
В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо территориального налогового органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку.
Информация о проведении контрольной закупки вносится в ЕРКНМ в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
По результатам контрольной закупки, проведенной в рамках выездного обследования, помимо внесения сведений в ЕРКНМ, территориальные налоговые органы должны также направить в органы прокуратуры сведения о контрольной закупке с приложением копии решения о ее проведении и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения (задание уполномоченного должностного лица территориального налогового органа на проведение выездного обследования), в течение двадцати четырех часов после принятия решения о проведении такой контрольной закупки в рамках выездного обследования.
На решение о проведении контрольной закупки и акт контрольной закупки наносится QR-код, сформированный в ЕРКНМ, обеспечивающий переход на страницу в сети Интернет, содержащую запись в ЕРКНМ о внеплановой проверке.
По результатам проведения контрольной закупки принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!