Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций
С 2018 года плательщики налога на прибыль организаций получили право уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ на установленный ст. 286.1 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) инвестиционный налоговый вычет.
Условием реализации указанного права является принятие соответствующего закона субъектом РФ.
В Свердловской области такой закон[1] принят и, соответственно, отдельные категории налогоплательщиков могут воспользоваться правом уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ на инвестиционный налоговый вычет.
Право на применение инвестиционного налогового вычета в Свердловской области предоставляется следующим организациям:
1) организациям, имеющим статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма,
2) организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Предоставление инвестиционного налогового вычета организациям, имеющим статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма
Кому предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета
Статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма устанавливается в соответствии с Областным законом от 31.12.1999 № 51-ОЗ «О туризме и туристской деятельности в Свердловской области» (далее – Закон о туризме).
Для того чтобы разобраться, кому может быть присвоен статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, приведем отдельные понятия из Закона о туризме:
– туристско-рекреационный кластер Свердловской области – совокупность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных отношениями в сфере обеспечения возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории Свердловской области и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью (кластер Гора Белая, кластер Большая Сысерть);
– резидент туристско-рекреационного кластера — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с управляющей компанией туристско-рекреационного кластера соглашение об осуществлении в составе туристско-рекреационного кластера деятельности, направленной на обеспечение возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории Свердловской области и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью.
Статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма присваивается резиденту туристско-рекреационного кластера при соблюдении следующих условий:
1) резидент туристско-рекреационного кластера относится к субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) резидент туристско-рекреационного кластера реализует (планирует реализовать) инвестиционный проект по строительству, реконструкции и (или) эксплуатации объектов туристской индустрии;
3) объем инвестиций, предусмотренный в инвестиционном проекте, составляет не менее 5 000 000 рублей;
4) в результате реализации инвестиционного проекта планируется создать вновь не менее 5 постоянных рабочих мест;
5) в результате реализации инвестиционного проекта планируется осуществлять следующие виды деятельности:
– рыбоводство пресноводное;
– деятельность водного и воздушного пассажирского транспорта;
– деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
– деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (кафе, рестораны, торговля с лотков и прочее);
– деятельность в области демонстрации кинофильмов;
– страхование для путешественника, выезжающего за пределы постоянного проживания;
– прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров;
– деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
– деятельность по комплексному обслуживанию помещений;
– предоставление услуг по благоустройству ландшафта;
– деятельность массажных салонов, парикмахерских и салонов красоты;
– деятельность санаторно-курортных организаций;
– стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий;
– деятельность физкультурно-оздоровительная.
Для получения инвестиционного налогового вычета организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, также должны соблюсти следующие условия:
1) удельный вес доходов от осуществления одного или нескольких вышеуказанных видов деятельности должен составлять в общей сумме их доходов не менее 70 %;
2) должна отсутствовать задолженность по налогам и сборам, страховым взносам на последнее число налогового (отчетного) периода, за который такой организации предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета.
Объекты основных средств, в отношении которых предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета
Налогоплательщикам — организациям, имеющим статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объектов основных средств, относящихся к 3–7 амортизационным группам и созданных или приобретенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма.
Размеры расходов, учитываемые при определении размера инвестиционного налогового вычета
Предельный размер расходов, учитываемых при определении размера инвестиционного налогового вычета, текущего налогового (отчетного) периода для организаций, имеющих статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, составляет не более 90 % суммы расходов, состоящих из:
1) первоначальной стоимости основного средства, определяемой как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов;
2) величины изменения первоначальной стоимости основного средства в случае его достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям.
Размер ставки налога на прибыль организаций, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета
Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной по обычной ставке 17% и расчетной суммой налога на прибыль организаций, определенной по специальной ставке 5 %[2].
Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей предельную величину инвестиционного налогового вычета, может быть использован для уменьшения сумм налога на прибыль организаций (авансового платежа по налогу на прибыль организаций), подлежащих зачислению в доходную часть областного бюджета в течение трех последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором образовался неиспользованный инвестиционный налоговый вычет.
Пример
Налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций, руб. | 20 000 000 | строка 120 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций |
Расчетная сумма налога в областной бюджет, исчисленная:
– без учета положений ст. 286.1 НК РФ (ставка 17%), руб. – по ставке налога, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета (5%), руб. |
– 3 400 000 – 1 000 000 |
налоговая база × 17% налоговая база × 5% |
Предельная величина инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода, руб. | 2 400 000 | 3 400 000 – 1 000 000 |
Сумма инвестиционных расходов, руб. | 5 000 000 | Расходы на приобретение основного средства |
Предельный размер расходов, учитываемых при определении размера инвестиционного налогового вычета, текущего налогового (отчетного) периода (90%), руб. | 4 500 000 | 5 000 000 × 90% |
Таким образом, по условиям примера в текущем налоговом (отчетном) периоде налог на прибыль, подлежащий зачислению в областной бюджет, может быть уменьшен на 2 400 000 рублей, оставшаяся часть неиспользованного инвестиционного налогового вычета в сумме 2 100 000 рублей (4 500 000 – 2 400 000) переносится на следующий налоговый (отчетный) период.
Предоставление инвестиционного налогового вычета организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»
Кому предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета
Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» заключается организацией и Правительством Свердловской области. Порядок взаимодействия сторон определен положениями Приказа Минэкономики и территориального развития СО от 17.07.2019 № 49.
Для получения инвестиционного налогового вычета организации, являющиеся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», должны соблюсти следующие условия:
1) удельный вес доходов от осуществления следующих видов деятельности должен составлять в общей сумме их доходов не менее 70 %:
– сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;
– обрабатывающие производства;
– строительство;
– транспортировка и хранение;
2) размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, должен составлять:
– в налоговом периоде, в котором организацией впервые используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее 80 % размера среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций;
– в налоговом периоде, в котором организацией во второй раз используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее 90 % размера среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций;
– в налоговом периоде, в котором организацией в третий и последующие разы используется право на применение инвестиционного налогового вычета, – не менее размера среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на прибыль организаций.
3) должна отсутствовать задолженность по налогам и сборам, страховым взносам на последнее число налогового (отчетного) периода, за который такой организации предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета.
Объекты основных средств, в отношении которых предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета
Налогоплательщикам — организациям, являющимся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» предоставляется право на применение инвестиционного налогового вычета в отношении объектов основных средств, относящихся к 3–7 амортизационным группам и приобретенных, созданных, реконструированных, модернизированных или технически перевооруженных после заключения соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
Размеры расходов, учитываемые при определении размера инвестиционного налогового вычета
Предельный размер расходов, учитываемых при определении размера инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода для организаций, являющихся участниками соглашений о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», составляет не более 50 % суммы расходов, составляющей:
1) первоначальную стоимость основного средства, определяемую как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов;
2) величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случае его достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и по иным аналогичным основаниям.
Размер ставки налога на прибыль организаций, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета
Предельная величина инвестиционного налогового вычета определяется в размере, равном разнице между расчетной суммой налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в областной бюджет за налоговый (отчетный) период, определенной по обычной ставке 17% и расчетной суммой налога на прибыль организаций, определенной по специальной ставке 10 %[3].
Инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода в части, превышающей предельную величину инвестиционного налогового вычета, может быть использован для уменьшения сумм налога на прибыль организаций (авансового платежа по налогу на прибыль организаций), подлежащих зачислению в доходную часть областного бюджета в течение пяти последовательных налоговых периодов, считая с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором образовался неиспользованный инвестиционный налоговый вычет.
Пример
Налоговая база для исчисления налога на прибыль организаций, руб. | 20 000 000 | строка 120 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций |
Расчетная сумма налога в областной бюджет, исчисленная:
– без учета положений ст. 286.1 НК РФ (ставка 17%), руб. – по ставке налога, применяемой для расчета предельной величины инвестиционного налогового вычета (10%), руб. |
– 3 400 000 – 2 000 000 |
налоговая база × 17% налоговая база × 10% |
Предельная величина инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода, руб. | 1 400 000 | 3 400 000 – 2 000 000 |
Сумма инвестиционных расходов, руб. | 5 000 000 | Расходы на приобретение основного средства |
Предельный размер расходов, учитываемых при определении размера инвестиционного налогового вычета, текущего налогового (отчетного) периода (50%), руб. | 2 500 000 | 5 000 000 × 50% |
Таким образом, по условиям примера в текущем налоговом (отчетном) периоде налог на прибыль, подлежащий зачислению в областной бюджет, может быть уменьшен на 1 400 000 рублей, оставшаяся часть неиспользованного инвестиционного налогового вычета в сумме 1 100 000 рублей (2 500 000 – 1 400 000) переносится на следующий налоговый (отчетный) период.
Предоставление инвестиционного налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет
Налогоплательщику, который воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в отношении налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, предоставлено право уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Предельный размер расходов, учитываемых при определении размера инвестиционного налогового вычета текущего налогового (отчетного) периода, для таких организаций составляет 10 % суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства, и (или) 10 % суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства.
При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет в текущем налоговом (отчетном) периоде, не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли.
Уменьшение суммы налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, на сумму инвестиционных расходов осуществляется в периоде, в котором введены в эксплуатацию такие объекты основных средств или изменена их первоначальная стоимость.
Сумма уменьшения налога (авансового платежа), подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть использована для уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, в последующих налоговых (отчетных) периодах, если аналогичное право применяется к инвестиционному налоговому вычету в части областного бюджета.
Учет основного средства, которое участвует при определении размера инвестиционного налогового вычета
Налогоплательщик в отношении такого объекта основных средств не формирует первоначальную стоимость в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые учитываются налогоплательщиком при определении размера инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта.
Такие объекты основных средств не подлежат амортизации в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета.
Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, понесенные после окончания использования налогоплательщиком права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта учитываются в общем порядке.
При реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока их полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этих объектов основных средств, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.
Фиксация решения об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета
Решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета применяется ко всем или к отдельным объектам основных средств и отражается в учетной политике для целей налогообложения.
Использование (отказ от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета допускается с начала очередного налогового периода.
При этом налогоплательщик вправе изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) права на применение инвестиционного налогового вычета по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения.
[1] Закон Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ (в редакции от 03.11.2022) «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
[2] Ст. 3 Закона Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ (в редакции от 03.11.2022) «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
[3] Ст. 3 Закона Свердловской области от 06.12.2018 № 145-ОЗ (в редакции от 03.11.2022) «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!