Изменения в части первую и вторую НК РФ
(Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)
Комментируемым законом внесены изменения и дополнения в части первую и вторую НК РФ.
Закон официально опубликован 24 июля 2013 года и вступает в силу в три этапа:
– по истечении месяца со дня официальной публикации (с 23 августа 2013 года);
Комментарии будут публиковаться в «А-Э» по датам вступления положений закона в силу.
В данном номере – о том, что вступит в силу с 23 августа 2013 года.
П.п. 2, 4 п. 2 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:
– обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
– о реорганизации или ликвидации организации – в течение трех дней со дня принятия такого решения.
С 23 августа 2013 года организациям и предпринимателям не нужно сообщать в налоговый орган об участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью.
Также не нужно сообщать в ИФНС о реорганизации и ликвидации организации.
Установлено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если порядок их передачи прямо не предусмотрен НК РФ.
Лицам, на которых НК РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 4 ст. 31 НК РФ).
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Согласно п.п. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
С 23 августа 2013 года налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам по запросу два разных вида справок:
– справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, а также процентам – по-прежнему в течение 5 дней;
– и справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также процентам налоговый орган обязан осуществлять в том числе по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
С 23 августа 2013 года в обязанности налоговых органов вменяется представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (новый п.п. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов)
Согласно п. 4 ст. 46 НК РФ поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
С 23 августа 2013 года установлен перечень оснований, по которым действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему РФ приостанавливается:
– по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ.
Напомним, что в соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ по ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом;
– при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
– по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных НК РФ.
Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в бюджетную систему РФ возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.
Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) в случаях:
– изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
– исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со ст. 78 НК РФ;
– списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также ст. 176.1 НК РФ, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ;
– уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ст. 81 НК РФ;
– поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с п. 5 и 9 ст. 76 и п. 2 ст. 86 НК РФ в целях взыскания по принятому решению о взыскании.
Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
С 23 августа 2013 года в данном случае в суд может обратиться и налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
П. 1 ст. 59 НК РФ установлен перечень случаев, когда недоимка, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными.
С 23 августа 2013 года к таким случаям относится также вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве.
С 23 августа 2013 года изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено банковской гарантией (п. 5 ст. 61 НК РФ).
С 23 августа 2013 года сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, будут содержаться только в требовании об уплате налога, направляемом физическому лицу (ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога может направить также налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со ст. 101.4 НК РФ.
Сроки направления требования об уплате налога и сбора
С 23 августа 2013 года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
В 2 раза увеличен срок направления требования об уплате налога по результатам налоговой проверки налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков): в течение 20 (а не 10, как было ранее) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
С 23 августа 2013 года по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 НК РФ (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована).
Минфин РФ указывал, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщиков, у которых отсутствуют наемные работники, от обязанности представления сведений о среднесписочной численности работников.
В п. 3 ст. 80 НК РФ и в приказе ФНС РФ от 29.03.2007 г. № ММ-3-25/174@ «Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» не предусмотрено, что налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, у которых отсутствуют наемные работники, не представляют в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников (письмо от 20.03.2012 г. № 03-02-08/24).
С 23 августа 2013 года сведения о среднесписочной численности представляются индивидуальными предпринимателями только в случае если они привлекали в указанный период наемных работников.
Регистрация по месту нахождения транспортных средств
В соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения имущества признается для транспортных средств (автомобилей) место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества.
С 23 августа 2013 года местом нахождения транспортных средств признается только место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.
Истребование документов при проведении налоговой проверки
Согласно ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
С 23 августа 2013 года требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку только в случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика.
Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном п. 4 ст. 31 НК РФ (см. раздел «Права налоговых органов»).
С 23 августа 2013 года вдвое увеличен срок (с 15 дней до одного месяца со дня получения акта налоговой проверки) для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменных возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Решение по результатам налоговой проверки
С 23 августа 2013 года лицо, в отношении которого проводилась проверка, для ознакомления с материалами дела должно подать заявление.
В этом случае налоговый орган обязан ознакомить такое лицо (его представителя) с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Излишне возмещенная сумма налога признается недоимкой
С 23 августа 2013 года в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога) (п. 8 ст. 101 НК РФ).
С 23 августа 2013 года с 10 дней до одного месяца увеличен срок, в течение которого лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5 ст. 104.1 НК РФ).
В случае, если течение срока (1 месяц) для представления письменных возражений по акту налоговой проверки не завершилось до 23 августа 2013 года, указанный срок исчисляется в порядке, действующем после вступления в силу закона.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!