Как получить информацию о кадастровой стоимости земельных участков. Налогообложение земельных участков в пределах лесного фонда

Просим Вас разъяснить следующие вопросы о возникновении обязанности у юридического лица по уплате земельного налога.

1. Каков порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации об имеющихся у них в пользовании земельных участках (постоянное бессрочное пользование): сами юридические лица должны делать запрос в территориальные органы Роснедвижимости или эти органы обязаны довести до их сведения информацию о находящихся в их пользовании земельных участках по каждому конкретному адресу? Иными словами, утвержден ли в Свердловской области порядок доведения информации о кадастровой стоимости земельных участков и способ ее доведения до налогоплательщиков?

2. Подлежат ли включению в налогооблагаемую базу участки земли, расположенные на землях государственного лесного фонда, на которых находится недвижимое имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве оперативного управления (имеется свидетельство о государственной регистрации права на собственность РФ земель лесного фонда)?

1. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 391 НК РФ).

П. 14 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.

Следовательно, порядок доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков утверждается не в целом по Свердловской области, а в каждом из муниципальных образований (органами местного самоуправления данного муниципального образования).

Так, например, на территории муниципального образования «Город Екатеринбург» доведение до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», по состоянию на 1 января календарного года осуществляется Главой Екатеринбурга путем официального опубликования указанной информации в газете «Вечерний Екатеринбург» не позднее 1 марта этого года (п. 4 Решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. № 14/3).

А, например, в г. Москве, как стало известно редакции, кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения налогоплательщиков Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Соответственно, например, в г. Екатеринбурге организации должны самостоятельно находить информацию о стоимости имеющихся у них в пользовании земельных участков в газете «Вечерний Екатеринбург» либо делать запрос в территориальные органы Роснедвижимости, так как органы Роснедвижимости не должны самостоятельно доводить до сведения налогоплательщиков такую информацию.

Если в муниципальном образовании, где находится Ваш земельный участок, порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен, то Вам следует воспользоваться рекомендациями, которые дал Минфин РФ в письме от 06.06.2006 г. № 03-06-02-02/75.

Минфин РФ считает, что в таких случаях налогоплательщик обязан представить в налоговые органы «нулевую» налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). После утверждения такого порядка и получения сведений о кадастровой стоимости земельного участка налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию.

Причем, как разъясняют чиновники, если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачены в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться.

2. Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

В соответствии с п.п. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Следовательно, земли лесного фонда не подлежат налогообложению земельным налогом.

Аналогичный вывод содержится в письме Минфина РФ от 11.08.2005 г. № 03-06-02-02/62.

Распечатать статью