Какие компании могут рассчитывать на господдержку
На сегодняшний день государство все больше внимания уделяет компаниям, которые занимаются инновационными разработками и технологиями. Такие компании именуются технологическими компаниями.
В одном из своих поручений[1] Президент РФ поставил задачу на законодательном уровне определить критерии отнесения организаций к технологическим компаниям, установить условия осуществления деятельности таких компаний и разработать меры поддержки для таких компаний.
Во исполнение поручения Комитет Государственной Думы по экономике совместно с Комитетом Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству разработали законопроект, который определил правовые основы деятельности технологических компаний в РФ.
Указанный законопроект прошел все стадии рассмотрения и 4 августа 2023 года был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации как закон за № 478-ФЗ.
Закон № 478-ФЗ определяет, что понимается под технологической компанией, какие меры поддержки оказывает государство таким компаниям, а также выделяет такой вид технологической компании, как малая технологическая компания.
Что такое технологическая компания
Под технологической компанией понимается российская коммерческая организация, осуществляющая деятельность по разработке и (или) производству продукции (оказанию услуг, выполнению работ) с использованием инновационных технологий.
Под инновационной технологией понимается совокупность результатов интеллектуальной деятельности, используемых для разработки и (или) производства новой или значительно улучшенной продукции (оказания услуг, выполнения работ), а также обеспечивающих экономическую эффективность применения такой продукции (оказания услуг, выполнения работ), повышение производительности труда и (или) создание новых рынков товаров, работ, услуг.
Какую поддержку может оказать государство
Закон № 478-ФЗ определяет следующие формы государственной поддержки технологическим компаниям:
1) предоставление льгот по уплате налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей;
2) предоставление информационной поддержки;
3) предоставление консультационной поддержки;
4) предоставление финансовой поддержки;
5) поддержка экспорта;
6) формирование спроса на инновационную и (или) высокотехнологическую продукцию (работы, услуги);
7) иные формы.
Малые технологические компании
Особым статусом обладают малые технологические компании.
Критерии отнесения технологических компаний к малым технологическим компаниям установлены Постановлением Правительства РФ от 02.11.2023 № 1847.
Выручка
В зависимости от размера выручки за предшествующий календарный год выделены следующие виды малых технологических компаний:
- стартапы с минимальным показателем выручки – это малые технологические компании, выручка за предшествующий календарный год которых не превышает 1 млн рублей;
- стартапы – это малые технологические компании, объем выручки которых составляет более 1 млн рублей, но не превышает 300 млн рублей;
- ранние компании – это малые технологические компании, объем выручки которых составляет более 300 млн рублей, но не превышает 2 млрд рублей;
- зрелые компании – это малые технологические компании, объем выручки которых составляет более 2 млрд рублей, но не превышает 4 млрд рублей.
Вид деятельности
Основной вид экономической деятельности малой технологической компании должен соответствовать одному из следующих видов экономической деятельности:
1) Сельское хозяйство, включая производство сельскохозяйственной продукции, а также предоставление услуг в этой отрасли экономики, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта (коды по ОКВЭД[2] 01, 02, 03);
2) Обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая (промышленная) переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта (коды по ОКВЭД 10, 11.06, 11.07, 13–30, 32, 33);
3) Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (коды по ОКВЭД 35–39, 49–53);
4) Деятельность в области информации и связи (коды по ОКВЭД 58–59, 61–63);
5) Деятельность профессиональная, научная и техническая (коды по ОКВЭД 69–75);
6) Туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего и въездного туризма (коды по ОКВЭД 78–82);
7) Деятельность в области образования (код по ОКВЭД 85);
8) Деятельность в области здравоохранения (коды по ОКВЭД 86–88, 90–91, 93).
Включение в реестр
Формирование и ведение реестра осуществляются в подсистеме государственной информационной системы «Экономика».
Центры экспертиз
Основанием для включения организации в реестр малых технологических компаний является заключение центра экспертизы.
На сегодняшний день утверждено 3 центра экспертизы[3]:
- федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
- некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий.
- автономная некоммерческая организация «Центр поддержки инжиниринга и инноваций».
Первый этап
На первом этапе организация должна подать заявление об отнесении ее к малой технологической компании и следующие документы, необходимые для проведения экспертизы в центр экспертиз:
1. бухгалтерскую отчетность, позволяющую определить объем выручки заявителя за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа;
2. документы, подтверждающие наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности.
К примеру, на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем.
Указанные исключительные права должны использоваться заявителем для разработки или производства новой или значительно улучшенной продукции (оказания услуг, выполнения работ).
Из документов должно явно быть видно, как именно обеспечивается экономическая эффективность применения (внедрения) такой продукции (оказания услуг, выполнения работ).
К примеру, повышается производительность труда, создаются новые рынки товаров, работ, услуг;
3. договоры поставки технологической продукции, договоры об оказании услуг, о выполнении работ; акты о внедрении или об испытаниях технологической продукции заявителем; отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах; техническая документация на продукцию.
То есть документация, которая подтверждает наличие у заявителя опыта разработки и (или) производства новой или значительно улучшенной продукции (оказания услуг, выполнения работ) с применением (внедрением) инновационных технологий;
4. документы, подтверждающие долю выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и долю выручки по основному виду экономической деятельности за предшествующий календарный год.
Это могут быть, к примеру:
- налоговая декларация по налогу на прибыль за предшествующий календарный год с отметкой налогового органа;
- справка-подтверждение основного вида экономической деятельности, направленная заявителем в Социальный фонд России, на основании которой установлен размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование, и уведомление об установленном заявителю размере страхового тарифа на указанный период;
5. документы, подтверждающие наличие спроса, в том числе потенциального, на разрабатываемую и (или) производимую новую или значительно улучшенную продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы) заявителя.
Это могут быть, к примеру:
- договоры о поставке продукции, об оказании услуг, на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с использованием продукции, на предоставление лицензии в отношении продукции;
- предварительные договоры, протоколы, соглашения о намерениях;
- письма от потенциальных потребителей продукции и иные документы;
6. документы, подтверждающие уровень квалификации специалистов и иных работников (лиц), непосредственно разрабатывающих и (или) производящих продукцию (оказывающих услуги, выполняющих работы).
Это могут быть, к примеру:
- резюме ключевых работников и руководителей, дипломы, грамоты, трудовые книжки, иные сведения о профессиональных достижениях и опыте участия в разработке инновационных технологий и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- письмо с указанием роли работников в разработке и (или) производстве новой или значительно улучшенной продукции;
- дипломы, аттестаты, иные документы об образовании либо документы, подтверждающие уровень квалификации работников;
- трудовые договоры, должностные инструкции, договоры об оказании физическим лицом услуг заявителю;
- сведения об участии работников в научных проектах, о наличии публикаций в научных журналах и профильных изданиях, выступлениях на тематических конференциях;
7. документы, подтверждающие достаточность зданий, строений, сооружений и (или) помещений, оборудования и других материальных ресурсов для осуществления разработки и (или) производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) с применением (внедрением) инновационных технологий.
Это могут быть, к примеру:
- реестр основных средств;
- перечень доступного оборудования, программного обеспечения, зданий и сооружений, договоров аренды (субаренды) и иных договоров, лицензий;
- фотоматериалы;
- договоры аренды, купли-продажи зданий, сооружений, оборудования, договоры на приобретение программного обеспечения (прав на него, в том числе лицензионные договоры), иные аналогичные документы;
8. документы, подтверждающие наличие конкурентного преимущества разрабатываемой и (или) производимой новой или значительно улучшенной продукции (оказания услуг, выполнения работ).
Это могут быть, к примеру:
- сведения об инновационных технологиях, создаваемых и (или) применяемых заявителем при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ);
- сведения о продукции (работах, услугах), для разработки и (или) производства которой применяются инновационные технологии, в том числе с описанием ключевых технических характеристик, производственных процессов;
- сведения об опыте разработки и (или) внедрения технологических продуктов с применением инновационных технологий;
- анализ рынка новой или значительно улучшенной продукции (услуг, работ);
- сравнение разрабатываемой и (или) производимой новой или улучшенной продукции (услуг, работ) с имеющимися на рынке аналогами по основным функциональным характеристикам;
- план развития заявителя, включающий стратегию развития заявителя и (или) стратегию развития существующего продукта, или планы по разработке, производству и внедрению нового (новых) продукта (продуктов), и (или) стратегию развития (масштабирования) производства, и (или) стратегию выхода на новые рынки, и (или) планы по охране интеллектуальной собственности на 5-летний период.
Второй этап
После получения заявления и документов центр экспертизы проводит проверку на соответствие заявителя базовым критериям:
- непревышение объема установленной выручки,
- соответствие основного вида экономической деятельности.
Общий срок проверки заявителя не может превышать 2 рабочих дней.
При подтверждении соответствия заявителя указанным критериям центр экспертизы направляет заявителю счет-договор на оплату проведения экспертизы.
Порядок определения размера платы за проведение экспертизы малых технологических компаний установлен Приказом Минэкономразвития России от 20.10.2023 № 725.
После получения платы центр экспертизы проводит более глубокий анализ представленных документов.
В частности, центр экспертиз устанавливает соответствие уровня научно-технического потенциала организации уровню, определенному Правительством РФ; наличие возможности для применения (внедрения) инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ).
Методика оценки соответствия утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.11.2023 № 1847.
Заключительный этап
Если заявитель успешно прошел экспертизу и выдано положительное заключение об отнесении его к малым технологическим компаниям, Минэкономразвития, как уполномоченный орган, включает такого заявителя в реестр малых технологических компаний.
Зачем нужен статус «малая технологическая компания»
Реестр также станет «витриной» для потенциальных частных инвесторов[4].
Представители «Опоры России» (общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства) считают, что реестр поможет инвесторам находить подходящие стартапы, которые смогут предложить оптимальные решения для их бизнеса[5].
[1] Перечень поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Президентом РФ 01.09.2022 № Пр-1553.
[2] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
[3] Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2023 № 3051-р.
[4] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О развитии технологических компаний в Российской Федерации».
[5] https://opora.ru/en/news/events/v-rossii-poyavitsya-reestr-malykh-tekhnologicheskikh-kompaniy-mnenie-biznesa/#:~:text=Реестр%20малых%20технологических%20компаний%20станет,и%20инвестором%20-%20сложный%20процесс
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!