Когда организация или ее должностные лица могут избежать административной ответственности

(Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»)

Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 70-ФЗ) внесены изменения в КоАП РФ, касающиеся смягчения ответственности за административные правонарушения для организаций, индивидуальных предпринимателей и их должностных лиц.

Освобождение организаций и их должностных лиц от административной ответственности

Ранее ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ предусматривала, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно внесенным Законом № 70-ФЗ изменениям в КоАП РФ, из указанной нормы делается исключение – юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности, либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности.

Юридическое лицо в указанном случае не подлежит административной ответственности при условии, что таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, внесенными Законом № 70-ФЗ изменениями в КоАП РФ предусматривается, что должностное лицо или иной работник юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа, который выражается в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения:

сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,

сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение,

сумме выручки либо сумме расходов за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году,

начальной (максимальной) цене гражданско-правового договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением или иным юридическим лицом в соответствии Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», цене контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Замена штрафа на предупреждение

Согласно внесенным Законом № 70-ФЗ изменениям в КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, то при определенных условиях административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение распространяется на некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также их работников) при соблюдении условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ:

за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, не применяется.

Норма о замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не применяется в случае совершения следующего административного правонарушения:

– в области связи и информации (ст. 13.15 КоАП РФ, ст. 13.37 КоАП РФ)

– в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст. 14.31 КоАП РФ, ст. 14.31.2 КоАП РФ, ст. 14.32 КоАП РФ, ст. 14.33 КоАП РФ, ст. 14.56 КоАП РФ),

– против порядка управления (ст. 19.3 КоАП РФ, ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.5.1 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7.5-2 КоАП РФ, ст. 19.8 КоАП РФ, ст. 19.8.1 КоАП РФ, ст. 19.8.2 КоАП РФ, ст. 19.23 КоАП РФ, ч. 2 и 3 ст. 19.27 КоАП РФ, ст. 19.29 КоАП РФ, ст. 19.30 КоАП РФ, ст. 19.34 КоАП РФ),

– посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 20.28 КоАП РФ).

Особенности назначения штрафа СОНКО и субъектам МСП – юридическим лицам

Согласно внесенным Законом № 70-ФЗ изменениям, КоАП РФ дополнен ст. 4.1.2, которая устанавливает особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – СОНКО) и являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям.

Указанной статьей предусматривается, что при назначении административного наказания в виде административного штрафа СОНКО, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр СОНКО — получателей поддержки, а также являющимися субъектами МСП юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов МСП, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для индивидуального предпринимателя.

В случае, если санкцией статьи КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа индивидуальному предпринимателю, административный штраф СОНКО, а также являющимися субъектами МСП юридическим лицам назначается в размере от 1/2 минимального размера (минимальной величины) до 1/2 максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для юридического лица, либо в размере 1/2 размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

При этом вышеуказанный размер административного штрафа не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ для должностного лица.

При назначении наказания в виде штрафа за правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица, вышеуказанные правила назначения наказания в виде штрафа не применяются.

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений

Ранее ст. 4.4 КоАП РФ предусматривала, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Согласно внесенным Законом № 70-ФЗ изменениям в КоАП РФ из указанной нормы делаются исключения в следующих случаях.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей КоАП РФ, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений правила назначения административного наказания применяются в следующем порядке.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания:

в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;

в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

При назначении административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений как за совершение одного административного правонарушения могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Положения Закона № 70-ФЗ, утвердившие вышеуказанные изменения в КоАП РФ, вступили в силу с 6 апреля 2022 года.

Распечатать статью